ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с т.зр. целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Связана в первую очередь с именами М. Вертгеймера, К. Коффки и В. Келера. Она выступила против выдвинутого структурной психологией (В. Вундт, Э.Б. Титченер и др.) принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. В противовес ассоцианистским представлениям о создании образа через синтез отдельных элементов была выдвинута идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов; в связи с этим часто подчеркивается роль гештальт — психологии в становлении системного подхода—не только в психологии, но и в науке в целом. По мнению ее теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются органами чувств не в виде отдельных объектов, к-рые должны интегрироваться либо сознанием, как полагают структуралисты, либо механизмами обусловливания, как утверждают бихевиористы. Мир состоит из организованных форм, и восприятие мира тоже организованно: воспринимается некое организованное целое, а не просто сумма его частей. Возможно, что механизмы такой организации восприятий существуют еще до рождения это предположение подтверждается нек-рыми наблюдениями.

Итак, восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не описываются через свойства частей. Идея о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, была применена к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного). Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность, структурность, зависимость образа предмета фигуры от его окружения фона и пр.

Понятия фигуры и фона — важнейшие в Г. Гештальт — психологи пытались обнаружить законы, по к-рым фигура выделяется из фона. К этим законам относятся такие, как закон близости элементов, симметричность, сходство, замкнутость и др. Понятия фигуры и фона и явление переструктурирования внезапного усмотрения новых отношений между элементами распространяются и за пределы психологии восприятия; они важны и при рассмотрении творческого мышления, внезапного обнаружения нового способа решения задачи озарения. В Г. это явление названо ага-решением, используется также термин «озарение» (инсайт). Оно обнаруживается не только у человека, но и у высших животных. Усмотрение новых отношений центральный момент творческого мышления. При анализе интеллектуального поведения была прослежена роль сенсорного образа в организации двигательных реакций. Построение этого образа объяснялось особым психическим актом постижения, мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле (см. Озарение). Эти положения были противопоставлены бихевиоризму, объяснявшему поведение в проблемной ситуации перебором двигательных проб, случайно приводящему к удачному решению. При исследовании процессов мышления основной упор делался на преобразование познавательных структур, благодаря к-рому эти процессы становятся продуктивными, что отличает их от формально-логических операций, алгоритмов и пр.

Хотя в «чистом» виде гештальтистское направление ныне практически не представлено, а ряд положений частично обесценился (напр., было показано, что восприятие определяется не только формой объекта, но прежде всего значением в культуре и практике конкретного человека), многие идеи оказали глубокое влияние на развитие и возникновение ряда психологических направлений. Идея целостности широко проникла в психотерапевтическую практику, а исследования мышления в Г. во многом определили идею проблемного обучения.

Добавить мысль

Рубрики