Педагогика

ФАКТ

зафиксированное в эксперименте (наблюдении) событие (свойство, отношение и т.д.), истинное значение к-рого раскрывается только на основе соответствующей теории (существующей или требующей построения). Открытие нового Ф. имеет большое значение для развития системы научных знаний, т.к. созданию новой теории, как правило, предшествует серия экспериментально установленных явлений, требующих своего объяснения. Все открываемые в эксперименте (наблюдении) явления можно разделить на несколько классов. Основанием классификации может служить предложенный Н.И. Родным критерий, состоящий в установлении специфики отношения между новыми Ф. и существующей системой теоретических знаний: а) отношения логической зависимости или предсказуемости (сюда входят новые Ф., предсказанные теорией); б) отношение логической независимости или случайности (сюда входят новые Ф., не предсказанные теорией, но вписывающиеся в нее или в ее более развитую форму); в) отношение несовместимости (сюда входят экспериментальные открытия, к — рые принципиально не могут быть предсказаны существующей теорией и требуют для своего объяснения коренной ломки существующих взглядов и создания новой, более общей теории).

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте