Педагогика

ЭРГОНОМИКА

наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах, выявляющая возможности и закономерности создания оптимальных условий для высокопроизводительного труда и обеспечения необходимых удобств, содействующих развитию способностей. Эта научная и проектировочная дисциплина сформировалась на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии и ряда технических наук. Междисциплинарное изучение человека или группы людей в условиях их деятельности с применением технических средств составляет содержание Э. Эргономические исследования подчинены задачам проектирования и ориентированы г.обр. на преобразовательно-проектное действие, а не на познание. Основной объект исследования Э. — система «человек — машина». Э. изучает определенные свойства этой системы, обусловленные местом и ролью человека в ней и получившие название «человеческого фактора» в технике. Понятие «Э.» появилось в 1957 г., когда польский естествоиспытатель В. Ястшембовский опубликовал работу «Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе».

Обеспечение оптимальных условий труда связано не только с техникой, но и с многими др. факторами. В процессе трудовой деятельности на человека воздействуют повышенное или пониженное атмосферное давление, шум, вибрации, содержащиеся в воздухе химические вещества и т.д. Поэтому при создании машины должны учитываться требования не только к ней, но и ко всей системе «человек — машина — окружающая среда». Такой подход обусловил неразрывные связи между техническими дисциплинами и науками о человеке и его трудовой деятельности. На их стыке и возникла Э.

Рубрики

Партнеры: