Педагогика

ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

одно из внешних проявлений эгоцентрической позиции ребенка. Ж. Пиаже считает, что детская речь эгоцентрична потому, что ребенок говорит лишь «со своей точки зрения» и не пытается стать на т.зр. собеседника. Ребенок думает, что другие его понимают (так же как он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему ч.-л. Для него важен интерес лишь со стороны собеседника. По Пиаже, ребенок не осознает различия собственной и чужой т.зр. Но Э.р. не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент Э.р. изменчив и зависит от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся между ребенком и взрослым и между детьми-ровесниками. В 3 года коэффициент (удельный вес) Э.р. достигает наибольшей величины: 75% от всей спонтанной речи. От 3 до 6 лет Э.р. постепенно убывает, а после 7 лет практически исчезает совсем.

JI.C. Выготский придавал понятию «Э.р.» иное значение. Согласно его концепции, Э.р. — это речь «для себя» и в ходе развития она не исчезает бесследно, а превращается во внутреннюю речь. Ж. Пиаже высоко оценил гипотезу J1.C. Выготского, одновременно подчеркнув своеобразие собственной концепции. Э.р. характеризуется, по мнению Пиаже, тем, что субъект недостаточно осознает значение своей позиции и личных возможностей в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные представления.

Рубрики

Партнеры: