ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК (в семье)

это не только воспитательная проблема. Это тесно переплетающиеся между собой проблемы экономического, социального и нравственного порядка. Это также личная проблема конкретного человека: в детстве братья и сестры необходимы ему как повседневные товарищи для игр и общения, заботы и внимания; позднее взрослому человеку — как близкие люди, на помощь, поддержку и сочувствие к-рых он может рассчитывать в трудную минуту. Однако, несмотря на то что эта истина практически не вызывает сомнений, число малодетных семей, в т.ч. и семей с единственным ребенком, неуклонно растет.

Общеизвестно, что воспитание Е.р. сопряжено с трудностями. Самая серьезная — формирование альтруизма, умения считаться с окружающими людьми, уважать чужие чувства, потребности, труд. В этом отношении многодетная семья имеет преимущества. Е.р. — действительно сложная проблема воспитания. В нем родители дольше склонны видеть малыша, а он до совершеннолетия считает собственный инфантилизм чуть ли не главным своим достоинством, ведь до поры до времени это предоставляет ему в родительском доме немалые привилегии. Он много времени проводит среди взрослых, нередко принимает участие в обсуждении проблем, к-рые ему недоступны, ради того, чтобы еще раз услышать восторги окружающих в свой адрес. Ранняя «взрослость» проявляется у него лишь в чрезмерном скепсисе и словесных оценках. Е.р. в семье часто становится жертвой родительского эгоизма, к-рый выражается в преувеличении его возможностей и достижений. Даже педагогически подготовленные родители нередко бывают охвачены родительским тщеславием до такой степени, что наносят прямой ущерб формированию личности ребенка, его своевременной грамотной профориентации и т.п. Необходимо, чтобы Е.р. как можно раньше попал в общество детей. Это может быть группа дошкольного учреждения, дети, живущие по соседству. Нередко ребенок, оказавшийся в детском коллективе, пытается командовать другими, требует для себя особых привилегий, капризничает, обижает товарищей. И, получив от них заслуженный отпор, жалуется, ябедничает. Задача родителей — осудить его неправильные действия, сдружить детей, обратив внимание на воспитание чувства товарищества, коллективизма. Даже тогда, когда ребенок становится школьником, многие родители освобождают его от всякого труда по дому, по самообслуживанию, выполняют вместо него нек-рые учебные задания. Негативные последствия такого воспитания особенно сказываются тогда, когда школьник становится подростком. Единственным в семье подросткам более, чем остальным, присущи серьезные недостатки. Они капризны, обидчивы, невнимательны к товарищам, не умеют подчиняться (при стремлении подчинить себе других), ценить достоинства других. Очень часто у них отсутствует бережливость. Многие из них пасуют перед трудностями, ищут легкие пути удовлетворения своих потребностей и прихотей, нередко нарушают нормы поведения, подвержены различным негативным влияниям.

Все это не означает, что изъяны в воспитании Е.р. неизбежны. Опыт десятков тысяч семей доказывает, что если избежать отмеченных ошибок, с ранних лет включить ребенка в коллектив сверстников, постоянно приучать его к посильному труду, прививать уважение к др. людям, то это поможет ему вырасти хорошо воспитанным, полноценным человеком.

Читайте далее:

Оставьте комментарий

Сохранить информацию?

Send this to a friend

Adblock
detector