ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

соответствие содержания и объема изучаемых знаний возрастным особенностям уч-ся, а также имеющимся у них знаниям и представлениям – один из основных дидактических принципов. Зависимость Д.о. от возрастных особенностей уч – ся не означает, что каждому возрасту соответствуют якобы неизменные, раз и навсегда установленные, доступные ему содержание и объем знаний. Возможности усвоения знаний во многом определяются методами обучения и зависят от соблюдения учителем многих психологических и дидактических требований. Одно из основных среди них – отношение к ученику не как к объекту педагогических воздействий, а как к субъекту учебной деятельности, от активного участия к-рого зависит успех обучения, продвижение в умственном развитии. Правильное понимание и применение принципа доступности и посильности имеют чрезвычайно большое значение для умственного развития уч-ся.

Проблема допустимого уровня трудности обучения очень сложна. Посильность выдвигаемых перед учеником трудностей является основой развития внутренних побудительных мотивов познавательной деятельности, к-рые являются движущей силой учения. Легкость обучения снижает не только мыслительную активность, но и интерес к учению, излишняя трудность не приводит к успеху, а отсутствие успеха вызывает потерю уверенности в себе, убивает интерес к учению. Правильно определенная посильность обучения способствует и развитию познавательной активности, и ускорению общего развития уч-ся. В этом проявляется особая взаимозависимость между обучением и развитием. Обучение и учитывает уровень развития уч-ся, и одновременно содействует его повышению. Должно осуществляться развивающее обучение.

В последние десятилетия под влиянием данных специальных психолого-педагогических исследований, выявляющих зависимость между содержанием, объемом и трудностью изучаемого материала и темпом умственного развития уч-ся (J1.B. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эль – конин), было предложено строить учение не в точном соответствии с уже достигнутым уровнем развития умственных сил и познавательных возможностей обучаемых, а с нек-рым их опережением, т.е. с ориентацией на их перспективное развитие. Для того чтобы обучение было развивающим, оно должно ориентироваться на те познавательные возможности, к-рые лежат в зоне ближайшего (потенциального) развития, а отсюда и известный пересмотр того, что включается в понятия «преодоление посильных трудностей» и «доступность учебного материала». Исследования показали, что долгое время недооценивались познавательные возможности уч-ся начальной школы. Результаты этих исследований были учтены при переработке учебных планов и программ начальной школы: в них был включен учебный материал, требующий более интенсивной умственной деятельности. Работа по определению оптимального соотношения между объемом, глубиной усваиваемых знаний и познавательными возможностями уч-ся разных возрастов продолжается.

Нек-рые зарубежные психологи утверждают, что принцип посильности и доступности следует применять не к содержанию, а лишь к методам обучения, что якобы любому ребенку на любой стадии развития можно с успехом преподавать любой предмет в достаточно полноценной форме. Весь вопрос заключается лишь в методах преподнесения этих знаний (Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977).

Читайте далее:

Оставьте комментарий