ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

разновидность самостоятельной работы школьника. В первом классе задания на дом не задаются на протяжении всего учебного года. Заданное на дом ученик второго класса должен выполнить за 1 ч. По мере возрастания объема информации и усложнения ее содержания время, предназначенное для выполнения Д.з., увеличивается, достигая 3,5-4 ч. При составлении режима дня необходимо отвести для выполнения Д.з. время, совпадающее с пиком умственной активности. Для детей, к-рые учатся в первую смену, – с 15 ч, для посещающих школу во вторую смену – с 9 ч утра. С первых лет обучения ребенку в семье выделяется постоянное место для выполнения Д.з. Ребенок должен работать при достаточном освещении в хорошо проветренной комнате. Через каждые 30-45 мин работы полезно сделать небольшой (до 10 мин) перерыв.

Часто родители пытаются взять весь процесс подготовки Д.з. – от заполнения дневника до проверки выполненной работы – под контроль, видя в этом надежное средство повышения успеваемости школьника. Однако доказано, что дети таких родителей склонны перекладывать вину за школьные неудачи на своих добровольных помощников. Чрезмерная помощь взрослых как бы снимает в этом случае со школьника ответственность за результаты работы. Одна из важных воспитательных задач начального обучения – выработать у ребенка привычку к систематическому приготовлению уроков. Семья должна создавать атмосферу уважения к умственному труду, ставить выполнение Д.з. вровень с самыми важными делами взрослых, развивать самостоятельность ребенка, формировать у него ответственность за качество выполняемой работы, умение планировать свой труд и контролировать его результаты. Многие дети проводят за уроками слишком много времени. Это должно беспокоить родителей: ребенок привыкает тратить время впустую; растянутое во времени выполнение Д.з. – не гарантия его высокого качества. У ребят много лишнего времени при выполнении Д.з. уходит на «произвольные паузы»; поиск учебника, карандаша, линейки; разговоры по телефону о том, что имеет отношение к делу, и о том, что отношения не имеет… В подобной ситуации ребенок гораздо больше, чем при интенсивной работе, устает, порой фактически лишая себя прогулок, общения с друзьями, чтения и т.д.

Чем можно помочь уч-ся при выполнении Д.з.? Справиться, все ли заранее подготовлено, записано ли в дневнике то, что задано на дом. Расспросить, как аналогичное задание делали в классе, выяснить, готов ли ребенок к самостоятельной работе. При необходимости нужно оказать помощь, используя те приемы работы, к-рым обучают в школе. Попытки родителей использовать для этих целей собственную методику, как правило, не способствуют успешному обучению ребенка. Важным этапом выполнения Д.з. является контроль. В школе обучают приемам самоконтроля: как проверить списанный текст, правильность решения задачи, примера… Дома следует побуждать ребенка к самопроверке, следить, как развивается его самооценка. Если слабые успехи ребенка при выполнении Д.з. связаны с проблемами в знаниях, необходимо вместе с учителем обсудить ситуацию и согласовать пути преодоления неуспеваемости школьника.

Объем Д.з. контролируется школьной администрацией с целью предупреждения перегрузки уч-ся. На выходные и праздничные дни Д.з. младшим школьникам не задаются. Это лишило бы детей досуга, сократило бы возможности семейного общения. Использование прогрессивных методик преподавания отдельных предметов позволяет нек-рым педагогам отказаться полностью или частично от Д.з. Однако полный отказ от Д.з. может принести вред, сдерживая формирование у ребенка навыков самостоятельной умственной работы и самоконтроля.

Читайте далее:

Оставьте комментарий