Педагогика

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

раздел психологии, изучающий методы классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам. Д.п. разрабатывает на основе определенных теоретических принципов методы оценки индивидуальных особенностей личности, имеющих важное значение для выявления тех или иных видов деятельности и перспектив развития личности. В основе отечественной психодиагностики лежат следующие положения: психика определяется образом жизни и изменяется с его изменением; психика — продукт исторического и прижизненного формирования; сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство (при этом сознание создает внутренний план деятельности, ее программу); главную, определяющую роль в формировании и развитии психики личности играет обучение, к-рое тесно связано с развитием, но идет впереди его, ведет за собой, создавая «зону ближайшего развития». Такой подход к диагностике психических явлений открывает возможность изучения их в сознательно управляемом процессе воспитания. Это означает, что в процессе диагностики центральное положение должен занимать генетический метод, а не «сре — зовый», «горизонтальный декаляж». Стадии интеллектуального развития ребенка могут быть установлены только в ходе формирования у него новых действий, т.е. с помощью генетического метода.

Рубрики

Партнеры: