Педагогика

БИХЕВИОРИЗМ

направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Предпосылками возникновения Б. явились: требования практики, к-рым не могла удовлетворить господствующая тогда интроспективная «психология сознания», философия позитивизма и прагматизма, исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.), физиологические и психологические идеи русских ученых (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев).

Б. отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти. К поведению бихевио — ристы относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в т.ч. отдельных его органов) на внешние воздействия (стимулы), к-рые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом или с помощью специальных приборов. Единицей анализа поведения, т.о., объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R). Б. отказывается от метода интроспекции во всех его вариантах и предлагает метод объективного наблюдения и эксперимента, в к-рых исследуется связь S-R, с целью предсказания поведения субъекта и «управления» им. Психические процессы рассматриваются Дж. Уотсоном и его учениками исключительно в рамках этой схемы.

Все реакции Уотсон делит на наследственные (нек — рые рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т.п.). Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, к-рые в опыте индивида связываются с др., условными (обусловливание), и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции. Так, напр., эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач) вызывают у младенца всего два безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать этот стимул с другим (напр., показом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания). Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом, и образуются сложные системы реакций (привычки, память).

Другое основание классификации реакций степень их «скрытости», т.е. доступности для простого наблюдения внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы), или же для «опосредствованного» наблюдения с помощью специальных приборов внутренние реакции (речевое мышление рассматривается, напр., как речь при скрытых мускульных движениях, к внутренним реакциям относятся также физиологические и химические изменения в организме как реакция на определенные стимулы).

При этом Б. не интересуется сутью собственно физиологических процессов (это предмет физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индивида, к-рые невозможно, с т.зр. бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, — с другой. Явный механицизм Б. в понимании поведения и неявное «ийтрос — пекционистское» понимание сознания как совокупности сознаваемых нами состояний (Б. не отрицал наличие понимаемого т.о. сознания он не считал его предметом научного исследования) сразу же вызвали серьезную критику со стороны его оппонентов (гештальтпсихоло — гов, психоаналитиков и др.), которая повлияла на возникновение необихевиоризма. Представители последнего стали «вставлять» в схему S-R «промежуточные» переменные (образ, цель, потребность и др.), т.е. ревизовать основные положения Б, Вместе с тем в концепции опе — рантного бихевиоризма Б. Скиннера начиная с 30-х гг. XX в. возрождаются и даже усиливаются постулаты классического В.

До 60-х гг. XX в. Б. и необихевиоризм занимали господствующее место среди концепций американской психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы терапии (бихевиоральная терапия), социально-психологические концепции (А. Бандура, Д. Тибо, Дж. Кел — ли и др.), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т.п. Вместе с тем явный механицизм Б., игнорирование социально-исторической обусловленности человеческого сознания и поведения, отождествление управления поведением личности и манипулированием ею вызвали критику в иных психологических концепциях, в частности в деятельностном подходе, в гуманистической и когнитивной психологии и др.

Рубрики

Партнеры: