Педагогика

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии к-рых субъект не отдает себе отчета. Разработка представлений о Б. в психологии была начата 3. Фрейдом, к-рый первым обратил внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, к-рые сам человек не осознает. Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др. В дальнейшем различные проявления Б. изучались в прикладной, клинической и экспериментальной психологии. На сегодняшний день выделяют пять классов проявлений Б.

1.  Несознаваемые побудители деятельности (мотивы и смысловые установки), к-рые не воспринимаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с др. потребностями, мотивами и установками личности.

2.  Неосознаваемые механизмы (в частности, механизмы фиксированной установки), обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов, применение в соответствующей ситуации имеющихся у субъекта навыков и умений.

3.  Механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов. Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде образа и не осознаются субъектом, однако они оказывают регулирующее влияние на протекание его деятельности. 4в Надсознательные явления (неосознаваемые механизмы творческих процессов, результаты к — рых осознаются как художественные образы, научные открытия, изобретения, проявления интуиции, вдохновения, творческого озарения и др.). 5. Структуры общественного Б. — неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре.

Неосознаваемый характер функционирования существенной части психического аппарата человека является неизбежным следствием его устройства. Неосознаваемые процессы не требуют контроля со стороны сознания, что позволяет разгрузить его для выполнения др. задач. Вместе с тем возможность осознания (но не постоянная осознанность) движущих человеком мотивов, внутриличностных конфликтов и структур общественного Б. позволяет человеку подняться на более высокую ступень управления своим поведением.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте