Педагогика

БЕСПРИЗОРНОСТЬ ДЕТСКАЯ

социальное явление, заключающееся в отсутствии у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни, возникающее как один из результатов социальных бедствий — войн, голода, безработицы, эпидемий, крайней нужды родителей.

Особенность современной Б.д. в том, что к ее причинам добавились урбанизация и техническая цивилизация, вызывающие усиливающуюся миграцию населения в города, разрастание городов, а вследствие этого неуправляемость городской инфраструктуры, а также распад семьи, тяжелое положение женщины, неудовлетворенность детей и молодежи в образовании. В последние 10 лет в России произошло снижение реального уровня социально-правовой и экономически обеспеченной защиты детства и как следствие рост Б.д. (по нек-рым данным к концу 2000 г. насчитывалось свыше 2 млн. беспризорных детей). Беспризорные дети не включаются в систему ценностей общества, становятся лишь наблюдателями чужой жизни. Постоянный страх перед окружающей средой в свою очередь порождает в детях агрессивность, стремление найти защиту в к.-л. группах (шайках, бандах и т.п.), где дети также подвергаются эксплуатации (в т.ч. сексуальной), втягиваются в преступный бизнес. Такие группы представляют серьезную опасность для общества.

Профилактика и ликвидация Б.д. требуют туманного подхода к личности на основе сотрудничества и координации усилий общественных, государственных и частных организаций. Во многих государствах наряду с общими социальными существуют специальные попечительские программы. Большую работу в реализации программ помощи беспризорным детям ведет ЮНИСЕФ.

Опыт многих стран показал, что традиционные меры профилактики Б.д. (создание специальных воспитательных учреждений: детских домов, приютов и т.д.), а также содержание беспризорных детей, совершивших к.-л. проступки, в закрытых учреждениях не приносят ожидаемого результата.

Основными мерами профилактики Б. должны быть усыновление, опека и попечительство, и только при невозможности обеспечить ребенку семейное воспитание альтернативой ему могут выступать воспитательные учреждения, способные воссоздать условия воспитания, близкие к семейным, адаптацию детей к нормальной жизни в обществе (семейные детские дома, общины, детские деревни и др.). Ликвидировать проблему Б.д. способно только общество, ставящее ребенка в центр своих интересов и придающее первостепенное значение этике попечения й благотворительности.

Рубрики

Партнеры: