Антропогенез

Антропогенез — историко-эволюционное формирование физического типа человека, первоначальное развитие его трудовой деятельности, речи, а также общества. Учение об А. является разделом антропологии.

(от греч. anthropos — человек и genesis — происхождение) — процесс происхождения человека совр. типа (Homo sapiens — человек разумный) от его животного и человекоподобного предка. Научное исследование этого процесса можно датировать выходом в свет труда Дарвина «Происхождение человека и половой подбор» (1871), в к-ром впервые была сформулирована идея общего филетического корня человека и совр. антропоидов (т. е. человекообразных обезьян), а также работы Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (написана в 1876, опубликована в 1896), где впервые была обоснована идея о том, что именно труд явился тем решающим фактором, к-рый детерминировал эволюционное превращение древн. гоминоидного предка человека в подлинного человека, т. е. в существо социальное и культуросозидающее. В 20 в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека, лежащую в основе совр. разветвленного комплекса научных исследований А. Эти исследования идут по трем гл. направлениям: 1) уточнение филогении совр. человека, точек ветвления различных антропоидных линий на общей гео — и палеохронологической шкале, уточнение недостающих звеньев внутри линии гоминид, выделение осн. стадий в становлении человека совр. типа; 2) выяснение биологических предпосылок и эволюционно-генетических механизмов трансформации морфофункциональной организации гоминоидных предков человека в направлении, обеспечившем предку совр. человека прямохожде — ние, использование передних конечностей в качестве естественных «орудий производства», развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальность; 3) уточнение общей теории происхождения человека, или теории А., как сложного, комплексного процесса, осуществлявшегося на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов. Несмотря на то что этой области научного исследования уже более 100 лет, она до сих пор остается весьма открытой как для крупных эмпирических открытий, так и для значительных теоретических обобщений. Достаточно сказать, что наиболее сенсационные открытия и находки в этой области были сделаны в последние 20—25 лет. Согласно новейшим представлениям, началом процесса становления человека совр. типа можно считать появления рамапи — тека (14—20 млн лет назад), существа, устойчиво перешедшего к прямоходящему образу жизни в саваннах и систематически использовавшего орудия (но еще не производившего их). Следующей ступенью можно считать появление австралопитека (5 млн лет назад), широко использовавшего подобранные и отчасти подработанные орудия. От него ок. 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo — Homo habilis, или «человек умелый». Вид «Homo erectus» — «человек прямоходящий», время появления к-рого датируется в 1—1,3 млн. лет, имел объем мозга в пределах 800—1200 см3, что уже довольно близко к объему мозга совр. человека (1200—1600 см’). «Человек прямоходящий» овладел искусством изготовления довольно совершенных орудий охоты, умел добывать и использовать огонь (что позволило ему перейти к вареной пище) и, видимо, обладал речью. Его прямым потомком и стал «человек разумный», к-рый на стадии «кроманьонского человека» (40 тыс. лет назад) уже вполне приблизился к совр. человеку не только по внешнему физическому облику, форме черепа и чертам лица, но и по уровню интеллекта, способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, умению строить жилища, изготовлять одежду, пользоваться развитой речью; он уже проявлял интерес к прекрасному, чувство сострадания к ближнему и пр. Что же касается общей теории А., то ее основу в течение всего 20 в. составляла идея труда, трудовой деятельности как ведущего фактора исторического становления человека и человеческого об-ва. Но и она не оставалась неизменной в указанный период. Гл. изменения, к-рые она претерпела, — это переход от прямолинейного понимания орудийной деятельности как непосредственного детерминанта развития человеческих черт и способностей у гоминоидных предков человека к пониманию ее как важнейшего элемента целого комплекса детерминирующих факторов. В структуре этого комплекса орудийная деятельность могла превратиться в труд как ведущий фактор общественного развития только во взаимодействии с др. факторами социализации человека, такими, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д.

В. Г. Борзенков

Добавить мысль

Рубрики