Педагогика

АНТИНОМИЯ

противоположность между двумя суждениями, взаимоисключающими друг друга, но в то же время производящими впечатление, что оба они могут быть логически доказаны в качестве правильных.

Характерным примером логической А. является «лжеца» парадокс. А наибольшую известность из открытых уже в XX в. А. получила А. Рассела.

Примером достаточно простой и оригинальной А. может быть следующее: нек-рые слова, обозначающие свойства, обладают тем самым свойством, к-рые они называют. Так, прилагательное «русский» само является русским, «многосложное» — многосложным, а «пятисло-говое» — имеет пять слогов. Такие слова, относящиеся к самим себе, называют аутологическими; слова, не имеющие свойства, обозначаемого ими, — гетерологически-ми. Последних в языке подавляющее большинство: «сладкое» не является сладким, «холодное» — холодным, «однослоговое» — однослоговым и т.д.

С т. ,зр. диалектического материализма, необходимо различать А., являющиеся логическим отражением самой действительности (напр., «электрон-волна», «электрон-частица»), и антиномичные суждения (парадоксы), обусловленные конкретным уровнем развития знания, в частности противоречиями в системе исходных понятий. Обнаружение парадоксов является одним из главных источников развития познания (напр., теория относительности возникла в результате обнаружения антиномичности нек-рых исходных положений классической физики).

Рубрики

Партнеры: