Педагогика

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

деятельное отношение человека к миру, его способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исто-ггческого опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Интегральная характеристика А.л. — активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В Ал. воплощаются присущие человеку нравственные ценности, к-рые определяют характер его поведения. Активные действия могут преследовать гуманистические и антигуманистические цели, иметь общественно полезную и асоциальную направленность. Определяющее моральное основание А.л. — непримиримость ко всем проявлениям зла. Возможность А.л. зависит от степени гражданской свободы человека, наличия з обществе правовых гарантий для инициативы и самодеятельности.

В психологии А.л., обусловленная внутренними побуждениями человека, рассматривается в противопоставлении реактивности — поведению, зависящему гл. обр. от внешних воздействий и «подстраивающемуся» под заданные условия. В практике обучения и воспитания нередко встречается недооценка А.л.: послушный и исполнительный ребенок оценивается родителями и педагогами выше, чем ищущий, заинтересованный, «нестандартный». В педагогической практике еще не изжито представление о том, что обучение предусматривает усвоение уч-ся задаваемого материала и своевременное (на опросе, экзамене) воспроизведение сведений и отработанных действий, что общественное поведение учеников должно состоять в добросовестном выполнении поручений. Результаты такого подхода впоследствии сказываются негативно. Не привыкшие к активному поиску решений познавательных задач, уч-ся оказываются в тупике, когда следует отойти от усвоенных шаблонов решения. Этим, в частности, объясняются столь нередкие неудачи отличников на вступительных экзаменах в вузах, когда условия экзаменационных задач, хотя и построенных на материале только школьной программы, требуют нестандартного подхода к решению. В сфере социальной жизни и общественного сознания привычка лзтоматически следовать руководящим указаниям порождает, с одной стороны, конформизм и приспособленчество, с другой — безверие и цинизм.

В основе научно-технического и социального прогресса лежит .Ал., что предъявляет специфические требования к обучению и воспитанию. В обучении существенная роль принадлежит его мотивации, имеющей разные уровни активности. Активность воспроизведения характеризуется стремлением уч-ся понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу. Активность интерпретаций связана с желанием уч-ся постичь смысл изучаемого, установить связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Творческая активность предполагает стремление уч-ся к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявлению познавательного интереса. Стимулирование творческой А.л. требует от педагогов создания таких условий обучения, к-рые вызывают интерес к учению, потребность в знаниях и в конечном итоге сознательное их усвоение.

Воспитание Ал. в процессе организации межличностных отношений и общественного поведения школьников происходит тогда, когда они побуждаются не инструкциями, а сформированными внутренними мотивами. Педагогически продуманное поощрение инициативы и находчивости, столь свойственных детям и подросткам, способно привести к перерастанию рутинных мероприятий в праздники творчества и самовыражения. Формальный актив класса лишь в том случае способен выполнить воспитательную роль лидера, когда он состоит из действительно активных детей и подростков, а не просто добросовестных учеников, к-рые, возможно, и устраивают педагога, но могут не пользоваться авторитетом у товарищей. Педагогу важно организовать практику массовых поручений, сменяемость руководства в первичных коллективах уч-ся. Это содействует пробуждению подлинной самостоятельности и общественной активности, когда каждый ученик принимает сознательное участие в жизни коллектива. Особую роль играет личный пример учителя как организатора и активного гражданина.

Рубрики

Партнеры: