Педагогика

ЗНАК

материальное явление (предмет, событие), выступающее в качестве смыслового представителя др. предмета, явления, отношения, процесса. В науке смысловое значение 3. принимает форму понятия. Наука о З. — семиотика. Наука о 3., возникшая во второй половине XIX — начале XX в., связанная с именами Ч. Пирса, З. Морриса, Ф. де Соссюра, Г. Фреге, Р. Карнапа и др. и подразделяемая на прагматику (изучает отношение 3. к человеку), семантику (исследует отношение 3. к значению) и синтаксис (рассматривает отношение 3. к 3. на абстрактном уровне), непосредственно связана с логикой, лингвистикой, культурологией, социологией и др. В различных психологических теориях предложены разные интерпретации 3.: 3. — стимул в схеме «стимул-реакция» у бихевиористов; 3. — символ, носитель бессознательных влечений, — в психоанализе; 3. — сигнал, носитель социальных отношений, — в символическом инте — ракционизме. Особенно велика и многозначна смысловая роль 3. в когнитивной психологии. В отечественной психологии 3. играет большую роль в культурно-исто — рической теории развития психики.

Рубрики

Партнеры: