Учимся быть творческими людьми

Жизнь — не лабораторная работа

Жизнь - не лабораторная работа

«Обучение служению» («Service-learning») — инновационный метод изучения, преподавания и осмысления, сочетающий академическую программу обучения в аудитории со служением обществу. Общественная работа объединяется с учебой и рефлексией для закрепления опыта, что способствует приобретению гражданской ответственности, привлечению к общественной деятельности и укреплению сообщества для всеобщего блага. Одним из мировых пропагандистов этого метода является National Youth Leadership Council (далее везде NYLC); руководители этого Совета определяют обучение служению как «философию, педагогику и модель развития общества, которую используют как воспитательную стратегию для выполнения поставленных учебных задач и достижения нормативных знаний по предметам». NYLC был основан в 1983 году Джеймсом Килсмейером «ради молодых людей, их школ и сообществ, чтобы они могли с помощью обучения служению создать справедливый и устойчивый мир без войны». Деятельность NYLC в настоящее время ведется во всех штатах США и в тридцати пяти странах. Программы NYLC предполагают партнерство со школами, колледжами, крупнейшими корпорациями, правительством, религиозными и другими некоммерческими организациями.

Интереснейший и совсем другой пример участия в жизни общества дает замечательная инициатива, известная как «Комната № 13» («Room 13»). Этот социальный проект включает широкую сеть художественных студий по всему миру и международное сообщество деятелей искусства, педагогов и представителей других профессий. «Комната № 13» — демократически управляемая студия, работающая, как обычная коммерческая структура. Уникальное отличие ее состоит в том, что ею руководят дети от восьми до одиннадцати лет.

Студия начала работу в 1994 году, когда в городе Каол, который находится в Шотландии, рядом с Форт-Уильямом, группа учеников начальной школы собралась в аудитории № 13 и основала собственную художественную студию. Философия студии разработана ее основателем Робом Фэйрли, занимавшим должность художника в местных школах. Фэйрли сотрудничал со многими начальными школами, и однажды ученики начальной школы города Каола тоже попросили его преподавать им рисование. При его поддержке они превратили студию в настоящее коммерческое предприятие, создали фонд для покупки материалов и привлекли других художников к совместной работе.

Основу проекта «Комната № 13» составляет убежденность, что каждый человек индивидуален и неповторим и что возможность самовыражения чрезвычайно важна для становления личности. Фэйрли говорит: «Основным стимулом стало раздражение, что вокруг не было никакой заинтересованности в развитии визуальной грамотности и в преподавании основных технических навыков, необходимых для выражения идей через визуальные образы». В студии видят в детях художников, равных по интеллекту взрослым, и сочетают художественное развитие с обучением основам управления бизнесом.

Постепенно естественным образом «Комната № 13» превращается из факультативного кружка, интересного только Фэйрли и его ученикам из каолской школы, в международную сеть, студии которой находятся в Австрии, Ботсване, Канаде, Китае, Голландии, Индии, Мексике, Непале, Южной Африке, Турции и США. Студии предлагают художественные курсы, которые ведут художники-профессионалы, мастер-классы, занятия живописью на каникулах, экспедиции, обучение и все виды творческого развития для «взрослых независимо от возраста».

Управляют всеми подразделениями «Комнаты № 13» только сами ученики. Выборное руководство отвечает за повседневную работу студии, финансовое состояние всех ее отделов и оплату всех счетов. Взрослым не позволяется подписывать чеки. В студии нет ограничений по возрасту или способностям, и, конечно, никто никого ни к чему не принуждает. Школьники приходят заниматься, потому что хотят этого, и проводят там столько времени, сколько сами пожелают, при условии, что договариваются о своем расписании с учителями и не будут отставать по другим предметам. «Комната № 13», разработанная и управляемая учениками начальной школы, в настоящее время получила международное признание за создание произведений искусства и расширение границ творческого образования.

Рубрики

Партнеры: