Педагогика

ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ

разновидность внимания, связанная с автоматизацией деятельности по концентрации сознания на определенном явлении, процессе и заменой в этой связи волевого усилия интересом, внутренней готовностью к восприятию именно данного явления, а не другого. В.п. возникает на основе произвольного внимания и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Если деятельность сильно увлекает человека, то его внимание, которое сначала поддерживалось усилиями воли, быстро переходит во В.п., к — рое характеризуется длительной устойчивостью. Представьте себе школьника, к-рый решает трудную математическую задачу. Первоначально она может его совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что ее нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, школьник все время отвлекается: он то посмотрит в окно, то прислушается к шуму в коридоре, то бесцельно водит ручкой по бумаге. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями. Но вот решение начато, правильный ход намечается все более и более отчетливо, задача становится более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но доступной для решения. Школьник все больше и больше увлекается ею, она все больше и больше захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным. Однако в отличие от подлинного непроизвольного внимания В.п. остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, т.к. здесь нет или почти нет волевых усилий.

Очевидно и то громадное значение, которое имеет В.п. для педагогического процесса. Конечно, педагог, воспитатель может и должен поддерживать внимание уч-ся волевыми усилиями, однако этот процесс весьма утомителен. Поэтому хороший педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя попусту свои энергетические запасы, т.е. чтобы интерес цели, интерес результата работы переходил в интерес непосредственный, в интерес к процессу учения. Ребенок может делать аппликацию с большим увлечением. У него имеется непосредственный интерес к работе. Однако при изготовлении узора есть целый ряд вещей, к — рые неинтересны (напр., вычерчивание и вырезание форм). Но так как ему хочется, чтобы его рисунок был хорошим, и так как он знает, что чем точнее он вырежет формы и чем лучше пригонит их друг к другу, тем лучше будет изображение, то это сознание побуждает его со всем усердием приняться и за неинтересную работу. Эта «неинтересная работа» начинает интересовать его все больше и больше по мере того, как уч-ся входит в нее, и сам процесс работы начинает доставлять ему удовольствие. Опосредствованный интерес переходит у него в интерес непосредственный.

В.п. характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Рубрики

Партнеры: