Учимся быть творческими людьми

Творчество для всех и каждого

Творчество для всех и каждого

Творчество существует повсюду, а не ограничивается определенной дисциплиной или деятельностью. Часто предполагается, что она связана в основном с искусствами, ремеслами и дизайном, но это не так. В национальную комиссию, председателем которой я был, входили ученые, экономисты, лидеры бизнеса, педагоги, танцоры, музыканты, актеры и исполнители. Доклад All our futures («Все наше будущее») был посвящен всей учебной программе целиком, однако некоторые члены правительства упрямо называли его «докладом по искусству». Творчество относится не только к искусству. Работа в области искусств может быть в высшей степени творческой, но такой же может быть работа в любой другой сфере, где используется интеллект. В пользу включения видов искусств в программу образования есть много весомых аргументов. Однако связывать их исключительно с творчеством было бы ошибкой. И следует изменить расхожее мнение, будто занятия искусством лишь преимущественно возможность отдохнуть от более напряженной учебной работы, возможность на некоторое время расслабиться в творчестве. Такой подход свидетельствует о непонимании природы и творчества, и искусства. Он также заставляет думать, что другие дисциплины, включая математику и естественные науки, не требуют творческих усилий; а это совершенно не соответствует действительности. Творчество возможно в любой дисциплине, и его развитие должно стимулироваться всем образованием в целом.

Деннис Литтки и Элиот Уошор основали Big Picture Learning в 1995 году, чтобы «поощрять, стимулировать и проводить перемены в образовательной системе США». Имея тридцатилетний опыт работы учителями и директорами общественных средних школ, они основали Big Picture под девизом «Образование — дело каждого» с намерением показать, что его можно и нужно радикально менять. Они хотели создать школы, где ученики сами отвечали бы за свое образование и проводили бы больше времени за настоящим делом в обществе наставников-добровольцев; школы, где учащихся оценивали бы не только на основании стандартных тестов, но «на основании общих показателей открытых экзаменов, по достижениям и мотивации, по навыкам ума, рук и сердца, по поведению; школьные отметки должны отражать оценку, заработанную учеником в реальном мире, с которым каждый сталкивается в повседневной жизни».

Первая школа Big Picture Learning открылась в Провиденсе в Род — Айленде в 1996 году. В единственный класс было набрано пятьдесят первокурсников, в большинстве своем «трудных» афроамериканских студентов и выходцев из Латинской Америки, которые не ужились в традиционных школах. Этот класс окончил школу в 2000 году с 96-процентным показателем успешности, 98 процентов выпускников продолжили обучение в колледжах и университетах. Каждый следующий класс не отставал от предыдущего и даже был лучше. Многие учащиеся новой школы первыми в своих семьях сумели получить диплом об окончании средней школы, 80 процентов из них первыми в своих семьях поступили в колледж.

Благотворительный фонд Билла и Мелинды Гейтс в 2001 году предоставил Big Picture Learning грант для создания аналогичных школ в других регионах страны. Убедившись в успешности методики Big Picture, фонд Гейтса выделил в 2003 году второй грант для финансирования новых школ. В 2003 году Фонд также выделил Big Picture грант на разработку проекта «Альтернативная инициатива средней школы» (Alternative High School Initiative, AHSI); к 2008 году в четырнадцати штатах США действовало уже свыше шестидесяти школ Big Picture. По этой модели организованы школы в Австралии, Израиле и Нидерландах. Все они, «от Теннеси до Тасмании, от Нью-Йорка до Нидерландов, воплощают фундаментальную философию Big Picture Learning — общество, в котором каждый учащийся получает уникальное образование».

Принципы Big Picture таковы: «все студенты должны иметь возможность получать образование в условиях, где люди хорошо знают друг друга и относятся друг к другу с уважением. Школы должны быть настолько маленькими, насколько это удобно для того, чтобы ученики могли завязывать личные отношения как друг с другом, так и со взрослыми, и чтобы никто не оставался без внимания. По-настоящему персонализированную школу отличает индивидуальный подход к каждому ученику, это проявляется как в методиках оценки, так и в дизайне школьного здания. В основе лежит стремление сделать как можно лучше и для каждого ученика, и для школьного коллектива в целом». Культура школ Big Picture — неотъемлемая часть их успеха. «В ученической среде поощряется лидерство, у руководства школы — творческий подход к работе. Наши школы стремятся к созданию уважительной, многообразной, творческой, неравнодушной и интеллектуальной культуры».

Литтки и Уошор говорят, что их миссия — изменение представления американцев об общественном образовании: «Вместо системы, угнетающей учеников и ограничивающей их возможности, мы строим школьное сообщество, которое вдохновляет молодежь и пробуждает в ней стремления… Все, что мы делаем, должно повлиять на общество, постоянно ведущее дискуссию на животрепещущую тему государственного образования. Мы пытаемся убедить политиков, бизнесменов, представителей СМИ, педагогов, родителей и общественность в том, что давать детям образование можно и другими, намного более эффективными способами».

Рубрики

Партнеры: