В послевоенные годы, когда в Великобритании начала повсеместно действовать новая система образования, в нее прочно внедрился коэффициент умственных способностей. Множество детей, идущих в общеобразовательные школы, следовало разделить на потоки и определить, в какие типы школ их направить. Тесты на IQ оказались быстрым и удобным методом принятия решений20.

Однако подобно тестам на проверку академических способностей тесты на выявление коэффициента интеллекта не принимали во внимание социального происхождения и не учитывали предыдущего образования, если таковое имелось. Все эти тесты были очень ограниченными. Высокие результаты основывались в основном на стандартных вербальных и логических навыках. Успех в равной степени определялся знанием и природной сообразительностью. Несмотря на очевидные недостатки, оспорить результаты тестов всегда было трудно. Как и сейчас, их поддерживало правительство и научное сообщество. Предполагалось, что тесты на IQ, «разработанные в стерильных условиях чистой науки, практически в атмосфере, напоминающей непорочное зачатие, безупречны по своей сути и не подвержены социальному влиянию».

Несмотря на всю свою популярность и влияние на образовательную политику, тесты на выявление коэффициента интеллекта и на проверку академических способностей не в состоянии оценить целый ряд интеллектуальных возможностей школьника или студента. Они направлены лишь на определенные виды способностей. То же самое относится и к большинству принятых систем образования, которые они поддерживают. Самая распространенная форма оценки в школах — это по-прежнему письменный экзамен, на который отводится ограниченное время, а успех зависит главным образом от хорошей кратковременной памяти на фактологическую информацию — минимум до окончания экзамена. Одним учащимся нужно корпеть месяцами, чтобы пройти эти тесты. Другие способны подготовиться к ним за несколько недель или дней. Это серьезная нагрузка и проверка для тех, кто заинтересован в академическом образовании. Но что делать ученикам, чьи подлинные интересы и способности лежат в других областях? У них подобное тестирование вызывает лишь отвращение к учебе и чувство отчуждения.

На протяжении многих поколений учащиеся и студенты проводили большую часть своего времени за писанием сочинений, выполнением упражнений на понимание, прохождением тестов на знание фактологической информации и изучением математики — все эти виды деятельности предполагают пропозициональное знание и определенные формы логико-дедуктивного мышления. Но некоторые занятия развивают способности иного рода. В большинстве школ есть уроки спорта, рисования и музыки, даже допускается игра на музыкальных инструментах и пение в хоре. Есть предметы, в том числе связанные с технологиями и искусством, включающие элементы практики, но они, как правило, находятся на задворках формального образования. Эта же модель распространяется на высшее образование, особенно университетское — самую высокую форму высшего образования для большинства людей. И важным тому подтверждением выступают разные виды искусства.

Искусство и наука

Пропасть, разделявшая идеологии двух исторических периодов — эпохи Просвещения и романтизма, — сохранилась до наших дней, не утратив своей глубины и в современном отношении общества к искусствам и наукам. Как правило, науки ассоциируются с фактами и истиной. Ученый в распространенном представлении — это облаченный в белый халат исследователь, который стремится понять мироустройство с помощью трезвых расчетов. Искусство, напротив, связано с чувствами, фантазией и самовыражением. Художник духовно свободен, он дает выход вихрю творческих идей. В образовании воздействие этих представлений распространилось очень широко.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики