Педагогика

ТЕМПЕРАМЕНТ

характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Два компонента Т. — активность и эмоциональность присутствуют в большинстве классификаций и теорий Т. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а эмоциональность — особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и т.д.). Динамика психической деятельности, индиви-

_ дуальный темп и ритм психических процессов, степень

устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и др. могут быть связаны с др. психологическими условиями — настроением, мотивами деятельности, поставленной задачей и т.п. Вместе с тем свойства Т. — это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь, а динамические особенности, зависящие не от Т., гораздо менее устойчивы. Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств Т. называют типами Т. В психологии принято пользоваться гиппократовой классификацией типов Т.: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Сангвиник — человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. Медлительного, невозмутимого человека с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком. Холерик — человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Меланхоликом же называют человека, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

У людей одного и того же типа Т. степень выраженности отдельных его свойств может быть различной. Типичны в Т., во-первых, те крайние полюса, между к — рыми возможны различия по степени выраженности каждого свойства, и, во-вторых, соотношение различных свойств Т. Поэтому, .хотя каждого человека можно отнести к определенному типу Т., индивидуальные различия между людьми по свойствам Т. бесконечно разнообразны.

Тип Т. зависит от врожденных анатомо-физиологи — ческих особенностей. И.П. Павлов и его последователи научно доказали непосредственную и прямую зависимость типа Т. от общего типа нервной системы. У разных людей основные нервные процессы — возбуждение и торможение — различны по силе, уравновешенности и подвижности. Эти особенности нервных процессов, сочетаясь, образуют типы нервной системы, выражением к-рых является Т. Сильный, возбудимый, неуравновешенный тип — это физиологическая основа холерического Т.; сильный, подвижный, уравновешенный — сангвинического; сильный, малоподвижный, инертный тип лежит в основе флегматического; слабый тип — в основе меланхолического Т. Несмотря на то что свойства типа нервной системы оказывают заметное влияние на динамику поведения, высокий уровень достижений в деятельности (учебной, трудовой, спортивной) возможен на различном типологическом фоне. При этом равноценные достижения в учебной деятельности, напр., у представителей подвижного и инертного, сильного и слабого типа проявляются только в том случае, если система способов воздействия на обучаемого индивидуализирована с учетом его типологических особенностей. Люди, различные в типологическом отношении, по-разному приспосабливаются к условиям деятельности. В частности, для подвижных характерна легкая приспосабливаемость к обстановке, неравномерный темп деятельности, быстрая перестройка знаний в соответствии с данной конкретной задачей, для инертных — равномерный темп деятельности, прочность усвоенных знаний, наличие предупредительных операций. Педагогическое воздействие, организация деятельности могут повлиять на проявление того или иного типа Т. Напр., у флегматиков можно несколько повысить скорость ответных реакций, у холериков — снять неуравновешенность, склонность к аффектам, у меланхоликов — выработать уверенность в себе и т.п. Это происходит гл.обр. за счет формирования навыков, привычек, умения владеть собой. Немаловажное значение для влияния на Т. имеет правильная самооценка плюсов и минусов личной динамики психики и поведения. Вопрос о степени изменения отдельных свойств Т. и его типа еще недостаточно исследован.

Рубрики

Партнеры: