Человек - существо творческое

Схематические символы. Создание и воссоздание

Схематические символы. Создание и воссоздание

Схематические символы

Слова и числа успешно используются для передачи идей, которые можно изложить словами, то есть набором следующих один за другим сигналов. Изображение представляет одновременно целый комплекс идей. В визуальной форме мы можем выразить мысли, не соответствующие структуре языка. Картины, стихи, музыка и танец — примеры схематических символов. Их значения выражаются только в той уникальной форме, в какой они существуют. Чтобы понять смысл картины, вам не нужен справочник по колористике, из которого вы узнали бы, что означает сочетание синего и зеленого. Не существует руководства по аккордам и гармонии, объясняющего вам, на что намекает симфония. Нет словаря драматических символов, рассказывающего о значении театральной пьесы. В символических формах искусства нет закрепленных значений, отделяющих смысл от бессмыслицы. Значение произведения искусства доступно лишь в той форме, в какой оно выражено. Ощущение, восприятие произведения искусства неотделимо не только от того, что оно означает, но и от того, как это значение выражено. Картина, пьеса, симфония, роман — сложные и уникальные творения, созданные не из набора систематических значений, а рожденные из чувства формы и тонкости культурного восприятия.

В схематических формах могут использовать систематические символы. Пьесы, романы и стихи состоят из слов, а музыкальные партитуры позволяют видеть каждую ноту произведения. Но партитура — это не музыка, так же как текст — не пьеса. Это символы, в которых закодированы схематические произведения, и их интерпретирует либо актер, либо читатель. В повседневной жизни слова используются нами вполне утилитарно. Мало кто из нас станет тратить время на то, чтобы редактировать банальную записку или электронное письмо, доводя их до совершенства. Нас в данном случае интересует смысл сказанного, а не то, как он передан, то есть содержание, а не форма. Поэзия — другое дело. Вот, например, стихотворение Уильяма Йейтса «Когда ты состаришься»

Когда-нибудь старушкою седой

Откроешь книгу, сядешь у огня, —

Мои стихи! — и вспомнишь про меня,

И вспыхнет взгляд твой, нежный и живой.

Ты прелестью своей в сердцах мужских

Рождала бури, свет и темноту.

Но кто заметил странницы мечту

И скорбный лик, открывшийся на миг?

В камине жар, как догоревший мост.

Ты вспомнишь, как Любовь ушла в слезах

И горевала высоко в горах,

Лицом зарывшись в мириады звезд.

Поэтов интересуют не только буквальные значения, но и многослойные ассоциации слов, ритмов и модуляций, определяющие цельность произведения. Мы реагируем не только на отдельные строки в поэмах и пьесах или ноты в музыке. Произведение искусства в целом больше, чем сумма его составляющих. Это характерная особенность схематических символов: мы воспринимаем их как единое целое.

Создание и воссоздание

Человеческое сознание формируется под воздействием идей, убеждений и ценностей, извлекаемых нами из своего опыта, и с помощью выводов, которые мы делаем на их основе. Наши идеи способны как освободить, так и поработить нас. В буквальном смысле мы создаем миры, в которых живем; и всегда можем создать на их месте новые. По выражению американского психолога Джорджа Келли, «чтобы извлечь смысл из событий, мы пронизываем их идеями, а чтобы извлечь смысл из идей, мы должны проверить их на практике».

Келли описывает этот процесс как поиск смысла методом последовательных приближений. Великие идеи на разных этапах человеческой истории преобразовывали восприятие мира и способствовали приданию новых форм культуре. Мы творим мир, в котором живем, и можем делать это снова и снова. В чем собственно и заключается смысл культурных революций. Вероятно, именно это имел в виду американский комик Джордж Карлин, когда сказал: «Стоило мне постичь смысл жизни, как его тут же поменяли».

Все это относится не только к длительным циклам творческого преобразования в социальной культуре, но и к более коротким процессам творческого труда отдельных личностей и групп. Процесс творчества — это тоже последовательное приближение.

Рубрики

Партнеры: