Проблемы образования

Сверхквалифицированный работник

В большинстве стран государственная политика в сфере образования ориентирована на увеличение количества выпускников вузов. Эти стратегии, возможно, и работают, а вот выпускники часто остаются без работы. За последние тридцать лет количество выпускников высших учебных заведений выросло на рынке труда более чем в два раза, что породило непредвиденный кризис в их трудоустройстве. Вопрос не в нехватке выпускников — напротив, их слишком много. Во многих странах мира рост количества молодых людей с высшим образованием опережает увеличение количества соответствующих рабочих мест.

Когда в 2009 году глобальный экономический кризис добрался до Китая, выпускники китайских университетов столкнулись с той проблемой рынка труда, которую Вэнь Цзябао, премьер Госсовета КНР, назвал «безжалостной». Многим из шести миллионов выпускников трудно было найти работу из-за сокращения экспорта, закрытия фабрик и уменьшения потребительских расходов. Для Китая безработица среди выпускников — чрезвычайно серьезная проблема. Частью экономической стратегии правительства было поощрение учебы в университетах как меры развития навыков и стимулирования потребительских расходов. Семьи миллионов студентов сделали крупные вложения в своих детей. Но к концу 2008 года примерно миллион выпускников так и не нашли работу. Отчаявшиеся молодые люди занимали места неквалифицированных рабочих в сельских регионах или искали работу нянь и домашней прислуги в больших городах. В Гуанчжоу местная правительственная газета Guangzhou Daily, ссылаясь на данные кадровых агентств, сообщила в январе 2009 года, что ежемесячно в поисках работы в агентства по набору домашней прислуги обращаются 500-600 человек, из которых свыше 90 процентов — студенты университетов, а 28 процентов из них имеют степень магистра.

Количество вакансий для выпускников вузов увеличилось к концу десятилетия, особенно в крупных компаниях, но дефицит остается существенным. В Великобритании в тот же период насчитывалось примерно двадцать тысяч рабочих вакансий для выпускников в год — и почти двести тысяч претендующих на них выпускников. Многие пытались найти такую работу, для которой они были явно сверхквалифи — цированными специалистами. Во время кризиса начала 1980-х годов около 30 процентов всех выпускников в начале своей карьеры устраивались на места, предназначенные для работников без высшего образования. В настоящее время уровень избытка квалифицированной рабочей силы стал намного выше.

Выпускников университетов поджидает еще одна проблема. Слишком мало из них обладают качествами, нужными бизнесу. Развитая экономика требует более изощренного таланта «с универсальной проницательностью, знанием различных культур, технологической грамотностью, предпринимательскими навыками и способностью управлять все более сложными организациями». Работодатели говорят, что им нужны уверенные в себе и творчески мыслящие сотрудники, которые умеют работать в команде и смогут внедрять новые идеи. Управляющие жалуются, что многие выпускники обладают далеко не всеми перечисленными качествами. Едва ли этому стоит удивляться. Традиционные университетские программы не рассчитаны на их развитие и часто отдают предпочтение совершенно обратному подходу, стимулируя не сотрудничество, а индивидуальную исследовательскую работу; требуя представлять данные в общепринятом формате; измеряя успех полученными учебными оценками. По иронии судьбы, потребность в новых навыках появляется тогда, когда высшие учебные заведения менее всего способны адаптироваться и обеспечивать их, потому что растущая численность студентов ограничивает часы, имеющееся у преподавательского состава для индивидуализированного подхода.

Ученые степени появились в то время, когда колледжи были центрами обучения, куда допускались лишь избранные. Преподавание приняло форму групповых лекций, семинаров и индивидуальных занятий с руководителем. Личные качества, ассоциирующиеся с обладанием ученой степенью — независимость суждений, объективность, способность к абстрактному мышлению и умение аргументированно обсуждать проблемы, — выросли не только из преданности изучаемой дисциплине, но и из университетской среды. В настоящее время в большинстве крупных университетов очень мало возможностей для индивидуального обучения. Студенты посещают массовые лекции приезжих профессоров, а ведение семинаров для больших студенческих групп поручают малооплачиваемым ассистентам — недавним выпускникам. Задания часто проверяются без надлежащей обратной связи, и преподаватели не дают студентам соответствующей информации. Преобладающая культура стандартных тестов и вынесения оценок на их основе еще более обезличивает учебный процесс, потому что упор делается на статистике достижений и экономии средств, а не на заинтересованности в личности студента. Естественно, выпускникам не хватает тех творческих способностей, в которых так остро нуждается современный бизнес, и совсем неудивительно, что молодые люди все чаще предпочитают становиться индивидуальными предпринимателями, а не приобретать университетское образование.

Рубрики

Партнеры: