Человек - существо творческое

Суждения

Суждения

Творчество представляет собой не только генерирование идей, но и формирование суждений об этих идеях. Этот процесс включает детальную проработку начальных идей, их исследование, усовершенствование и даже отрицание в пользу других идей, возникающих по ходу дела. Иногда творческие произведения приходят в мир более или менее оформленными и не нуждаются в дальнейшей доработке. Говорят, Моцарт почти не вносил поправок в свои произведения. Джон Мильтон был слеп. Каждое утро он диктовал целые страницы эпической поэмы «Потерянный рай» своим дочерям и вносил в текст лишь незначительные изменения. Но обычно творческий труд носит выраженный экспериментальный и исследовательский характер.

Случаются тупики: некоторые идеи и планы не работают. Бывают неудачи, и приходится прибегать к многочисленным изменениям для достижения лучшего результата. Часто творческий процесс имеет многократно повторяющийся характер, и примеры этого можно видеть в набросках стихотворений и романов, научных работ и проектах изобретений. Хорошо известно, что Томас Эдисон отбросил десятки идей и проектов, прежде чем остановился на окончательной версии.

Австралийский математик Теренс Тао считается величайшим из живущих ученых мира. Он награжден множеством премий; в 2006 году в возрасте тридцати одного года он получил за достижения в математике Филдсовскую премию, равноценную Нобелевской. Тао говорит, что открытие в математике — это постоянный процесс проб и ошибок:«Вы придумываете неправильную идею, трудитесь над ней в течение месяца и понимаете, что она не работает; в итоге с помощью исключения вы находите нечто такое, что действует». Харри Крото, на мой вопрос, сколько из его экспериментов закончились неудачей, ответил: почти 95 процентов. Конечно, «неудача» не то слово, объяснил он: «Вы просто находите, что не работает». Альберт Эйнштейн выразил эту мысль еще жестче: «Никогда не ошибается тот, кто не пробует ничего нового». Я не хочу сказать, что ошибки равносильны творчеству, но если вы не готовы ошибаться, маловероятно, что когда-нибудь вы придумаете что-то оригинальное.

Оценочное суждение — какие идеи работают, а какие нет, — вытекает из критического мышления. Оценка и критика могут происходить на протяжении всего творческого процесса и включать перерывы для размышлений. Оценивание может быть индивидуальным или общим, включать мгновенные суждения и длительные испытания. Большая часть творческого труда состоит из многочисленных переходов от одного режима к другому. Качество творческих достижений тесно связано с прохождением через эти режимы. Помочь людям понять и управлять взаимодействием генеративного и оценочного мышления — первостепенная задача творческого развития.

Майкл Полани различает фокусное и побочное восприятие. Что бы ни делали, мы осознаем свои действия по меньшей мере на двух этих уровнях. В момент забивания гвоздя в первую очередь ваше внимание сфокусировано на его шляпке; во вторую — вы оцениваете вес молотка и действия руки. Очень важно соблюдать правильную иерархию отношений: сосредоточившись на движении руки, вы можете не попасть по шляпке.

Полани считает: «Оба типа восприятия, фокусное и побочное, взаимно исключают друг друга. Если пианист перенесет свое внимание с исполняемого произведения на наблюдение за тем, что делают его пальцы при исполнении, он собьется и, вероятно, вынужден будет прервать игру. Это обычно случается при переключении фокусного внимания на детали, которые прежде мы осознавали только в их второстепенной роли».

В любом творческом процессе фокус внимания должен быть верным. Чтобы творческий процесс принес плоды, на генерацию идей следует выделять достаточно времени, при этом нельзя забывать о необходимом этапе критического подхода и оценочного момента. В подходящее время и в подходящей форме критическая оценка совершенно необходима. На неправильно выбранном этапе работы критическое отношение может убить зарождающуюся идею. Подобным образом на творческий процесс влияют попытки сделать слишком много, слишком быстро или одновременно и много и быстро. Заключительные этапы часто относятся к скрупулезному совершенствованию формы произведения — это, так сказать, «чистовик». Но если просить человека написать поэму сразу хорошим почерком, это может нарушить спонтанность, необходимую на начальном этапе генерирования идей. Человеку необходимо понимать, что творческий процесс проходит несколько разных фаз. Попытка произвести оконченную версию с первого раза, как правило, приводит к неудаче. Непонимание этого может заставить людей думать, что они совсем лишены творческого начала.

Рубрики

Партнеры: