Педагогика

СПОСОБНОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ

синтез свойств личности, к-рые являются субъективными условиями для занятия успешной изобразительной деятельностью, художественным творчеством. Исторически И.с. развиваются в процессе труда и обусловливаются условиями жизни человека, практической потребностью общества в результатах изобразительной деятельности; в онтогенезе большое значение для проявления И.с. имеют наследственность и обучение. И.с. могут обнаруживаться достаточно рано (у Рафаэля — в 8, Ван Дейка и Джотто — в 10, Микеланджело — в 13, Дюрера — в 15 лет). Существенное значение для успешного формирования И.с. имеет своевременное их выявление и дальнейшее развитие.

Структуру И.с. составляют ведущие, опорные и вспомогательные свойства способностей. Основными, ведущими свойствами являются: а) свойства художественного мышления и творческого воображения, обеспечивающие отбор главного и наиболее характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции; б) свойства зрительной памяти, обеспечивающие яркие зрительные образы в сознании художника и на этой основе успешную трансформацию художественного образа на холст, бумагу; в) развитое эмоциональное отношение (особенно эстетические чувства) к воспринимаемому и воображаемому явлению; г) наличие целеустремленности, страстной увлеченности и волевых свойств личности у художника. К опорным свойствам И.с. относятся: а) высокая природная чувствительность зрительного анализатора, совершенствующаяся в процессе художественной деятельности и обеспечивающая передачу пропорций, особенностей объемной и плоской формы, пространственных отношений, светотени, ритма, цвета, гармонического тона и цвета, перспективных сокращений объемных предметов, движения; б) сенсомоторные качества художника (тонкость, точность движений и т.д.).

Важнейшими показателями И.с. являются умение передавать в изображении сходство с изображенным предметом, быстрота успешного усвоения специальных знаний, умений и навыков, наличие выразительной композиции, умение увидеть в предметах и явлениях основное, наиболее характерное, умение образно мыслить, легкость изображения к.-л. сцен, событий, отдельных людей, пейзажа, цельности изображения, большая любовь к изобразительной деятельности, сопровождающаяся высокой работоспособностью.

Рубрики

Партнеры: