СПОСОБНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ

индиви — дуально-психологические свойства личности, позволяющие ей декодировать экспрессивную информацию, дифференцировать паттерны лицевой, голосовой и пантомимической экспрессии, а также идентифицировать их как сигналы определенных эмоциональных состояний др. людей (Е.С. Рапацевич, 2002). Понимание эмоций др. человека является важным для процесса общения между людьми как в быту, так и в профессиях типа «человек — человек». Кроме того, визуальное слежение за эмоциональным состоянием человека в процессе осуществления им профессиональной деятельности позволяет вовремя принимать меры по регуляции его состояния, что снижает травматизм на производстве, повышает производительность труда.

Вопрос о генезисе С.э. во многом дискуссионный. Имеются данные, что уже через девять минут после рождения ребенок может опознавать стимулы, схематически напоминающие лицо (Фридман, 1974). С др. стороны, показано, что чем больше матери обсуждают с трехлетними детьми возникающие у них эмоциональные состояния, тем лучше дети, достигнув шестилетнего возраста, распознают эмоциональные проявления незнакомых взрослых (Дунн, 1991). Как отмечает Н.Н. Данилова (2000), с эволюционной т.зр. внешняя экспрессия эмоций была бы бесполезной, если бы люди не могли декодировать эти сигналы и, следовательно, понимать и адекватно реагировать на них. Значит, у человека должен быть специальный механизм их декодирования и понимания (оценки). Этот механизм был исследован шведским ученым У. Димбергом (1988). Он установил, что лицевая экспрессия в зависимости от знака эмоции по-разному влияет на эмоциональное состояние и условнореф — лекторные реакция страха у партнеров. Важно, что лицевая экспрессия может воздействовать на уровне подсознания, когда человек не отдает себе отчета в событии и факте его воздействия. Димберг доказал, что влияние лицевой экспрессии на величину условной вегетативной оборонительной реакции осуществляется автоматически и не зависит от процессов сознания. Лицевые паттерны особенно сильно действуют на людей, проявляющих социальный страх. При восприятия фотографий они усиливают признаки отрицательных эмоций и ослабляют признаки положительных эмоций.

Очевидно, что пониманию лицевых паттернов различных эмоций способствует то, что реакция на лицевую экспрессию партнера связана с воспроизведением его мимики, т.е. в непроизвольном изменении активности мышц своего лица. Этот процесс подобен «эмоциональному заражению, или резонансу». Т.о., для распознавания и идентификации паттернов лицевой экспрессии человек использует два канала — зрительный, к-рый производит опознание с помощью гностических нейронов нижневисочной коры, и проприорецептивный, оценивающий паттерны собственной лицевой экспрессии и служащий обратной связью (подкреплением) реакции на информацию со стороны зрительного канала.

Поскольку доказать наличие у человека врожденных механизмов распознавания эмоций часто бывает трудно, ученые обращаются к изучению этой способности у животных. В ряде исследований показано, что распознавание эмоционального состояния своих сородичей осуществляется животными инстинктивно. Когда самка млекопитающего впервые родит, она «знает» смысл криков, выражающих у ее потомства к.-л. страдание. Н. Тин — берген (1951) исследовал реакции нескольких видов птиц, воспитанных в изоляции, на силуэт, к-рый был изображен на рисунке. Когда силуэт двигался влево, так, что был похож на ястреба с короткой шеей и длинным хвостом, он стимулировал реакцию страха и бегство у подопытных птиц. При движении в правую сторону силуэт был похож на безвредного для птиц гуся с длинной шеей и не вызывал никакого страха. В состоянии неподвижности этот силуэт не вызывал у птиц никакой реакции. Тот факт, что подопытные птицы никогда не сталкивались ни с ястребом, ни с гусем, свидетельствует о врожденном механизме распознавания эмоциально значимого для них эмоционального стимула.

Несмотря на эти данные, нек-рые ученые считают, что способность распознавать эмоции даже по лицевой экспрессии не дана человеку от рождения. Известно, что маленькие дети неадекватно воспринимают эмоции других. Эта способность развивается в процессе формирования личности, но не одинаково в отношении разных эмоций. Легче всего распознается ужас, затем по степени убывания отвращение и удивление. Следовательно, пониманию эмоций следует учиться, оно наталкивает ряд ученых на мысль, что существует специальный вид интеллекта — эмоциональный.

Читайте далее:

Оставьте комментарий

Сохранить информацию?

Send this to a friend

Adblock
detector