Педагогика

СОХРАНЕНИЕ

1. Один из процессов памяти, характеризующийся долговременным удержанием воспринятой информации в скрытом состоянии. О С. можно судить только на основании наблюдений за другими, предполагающими его мнемическими процессами: воспроизведением, узнаванием, повторным заучиванием. С. материала в существенной степени зависит от организации мнемических средств и от мер, предупреждающих забывание. Различают активное и пассивное С. В первом случае удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям, от простого циклического повторения до включения в системы новых семантических связей, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения; во втором случае подобные активные преобразования отсутствуют. 2. Одно из ключевых понятий в системе генетической психологии Ж. Пиаже, описывающее феноменологические стадии конкретно-операционального интеллекта. Овладение принципом С. (инвариантности, постоянства) представляет собой важный этап интеллектуального развития ребенка. Понятие «С.» означает, что предмет или совокупность предметов признаются неизменными по составу элементов или по любому физическому параметру, несмотря на изменение их формы или внешнего расположения. На дооператорной стадии развития интеллекта ребенок опирается исключительно на перцептивную наглядность, поэтому любое перемещение элементов внутри множества означает для него и изменение самого множества в целом. Согласно Ж. Пиаже, овладение принципом С. является психологическим критерием появления основной логической характеристики мысли — обратимости — и свидетельствует о переходе ребенка на стадию конкретных операций. В работах Ж. Пиаже описаны феномены, показывающие отсутствие принципа С. у ребенка (напр., для ребенка два равных по массе шарика из пластилина перестают быть равными, как только один из них принимает др. форму, и т.д.), а также опыты, когда ребенок уже руководствуется этим принципом. На уровне конкретных операций понимание принципа С. по отношению к разным физическим характеристикам объектов и явлений (масса, вес, длина и пр.) возникает у ребенка не одновременно. Так, понимая принцип сохранения массы, он может не понимать принципа С. веса и объема. Эти запаздывания, сдвиги во времени возникновения понятий в пределах одной стадии (т.н. горизонтальные декаляжи) обусловлены привязанностью ребенка к конкретной действительности и его зависимостью от содержания структурированного материала.

Попытки сформировать у детей дошкольного возраста логические понятия, в частности понятие о С. величин, были предприняты в Международном центре генетической эпистемологии в Женеве учеными различных • направлений (Б. Инельдер, А. Морф, А. Пьере-Клермон и др.). В этих исследованиях обучение логическим структурам было основано на приведении в действие др. логических структур, к-рые были приобретены спонтанно, что делает формирование логических структур принципиально ограниченным. В отечественной психологии были успешно проведены циклы исследований, направленных на формирование логических понятий у детей (П.Я. Гальперин и сотр., Д.Б. Эльконин и сотр.). Так, в работах Л.Ф. Обуховой показано, что можно сформировать полноценное понятие о С. количества у детей, если научить их применять к анализу вещей общественно-выработанные орудия познания — критерии, эталоны, меры. В исследованиях, проведенных под руководством Д.Б. Эльконина, овладение детьми логическими операциями и понимание ими принципа С. явились результатом направленного формирования децентрации.

Рубрики