Перед лицом перемен

Риски прогнозов

Риски прогнозов

Картинка на экране

Совершенно невозможно предсказать будущее хотя бы с минимальной достоверностью. Силы перемен создают слишком много разнонаправленных течений, поэтому трудно составить график их поведения на срок больший, нежели самое ближайшее будущее. Возьмем, например, результаты технологий. Последствия преобразующих технологий трудно предсказать по той самой причине, что они преобразующие. Чтобы понять, насколько трудно предвидеть будущее, достаточно вспомнить сегодня, как сложно было делать это в прошлом.

В воскресенье 30 апреля 1939 года в Куинсе — самом большом районе Нью-Йорка,- во Флашинг-Мидоу-парке собралось более двухсот тысяч человек, перед которыми должен был выступить президент США Франклин Рузвельт. Когда президент появился на сцене, на него впервые в истории нацелилась необычная камера. В этот день Рузвельт открывал в Нью-Йорке Всемирную выставку 1939 года, темой которой было создание мира будущего. За время работы выставки — с апреля 1939 года по октябрь 1940-го — ее павильоны посетили 45 миллионов человек. Среди сотен участников была RCA (Radio Corporation of America) — Радиокорпорация Америки. В ее павильоне демонстрировались первые в мире коммерческие телевизионные системы. Выступление президента Рузвельта 30 апреля 1939 года стало первой президентской речью, транслируемой по телевидению. Помимо присутствующих на выставке его смотрели и слушали еще около тысячи человек, собравшихся у нескольких сот телевизоров в разных точках Нью-Йорка. За десять дней до официального открытия Всемирной выставки Дэвид Сарнофф, президент RCA, произнес речь, посвященную павильону радиокорпорации, и объявил телевидение символом начала нового века в вещании. Павильон вызвал огромный интерес, хотя многие сомневались в жизнеспособности нового средства массовой информации.

В статье, опубликованной в New York Times, утверждалось, что «телевидение никогда не станет серьезным конкурентом радио». Ведь, слушая радио, вы можете одновременно заниматься другими вещами, обосновывал свою точку зрения автор, а чтобы смотреть телевизор, «люди должны сидеть, приклеившись к экрану». Забавно, именно это и стало в итоге самым притягательным в новом изобретении. Тем не менее автор не сомневался, что «у среднестатистической американской семьи нет на это времени». Что же, время нашлось. В среднем обычная американская семья находит в своем напряженном графике примерно двадцать пять часов в неделю, чтобы сидеть и пялиться на экран.

Ошибка в оценке телевидения, данная журналистом New York Times, была в том, что он судил с точки зрения современных ему культурных ценностей, где, казалось, телевидению не было места. Оно не вмещалось в рамки американской культуры, однако навсегда изменило ее. С пришествием телевидения мир уже не мог оставаться прежним. Телевидение оказалось преобразующей технологией так же, как и печатный станок, паровой двигатель, электричество, автомобиль и другие изобретения.

Рубрики

Партнеры: