Педагогика

РЕЖИМ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

О том, что люди делятся на «сов» и «жаворонков», знают, кажется, уже все. Да, в течение дня активность, работоспособность и настроение каждого человека меняются трижды. Значит, и режим дня нашего школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Но при этом необходимо помнить, что склонность к тому или иному ритму жизни определяется не столько наследственностью, сколько семейным образом жизни. Большинство людей все-таки склонно к ритму жизни «жаворонков».

Пик работоспособности «жаворонков» приходится на 9-10 часов утра и 16-17 часов вечера. У «сов» периоды наивысшей работоспособности — с И до 12 часов в первой половине дня и с 18-20 часов вечером. Есть еще третья категория людей — «голуби», или аритмики. Они не любят рано вставать, но и укладываться предпочитают не очень поздно. Их работоспособность имеет два пика: 10-12 часов утра и 15-18 часов вечера.

Но какой бы «пташкой» наш школьник ни был — утренней или вечерней, в школу он вынужден подниматься по утрам довольно рано. И от того, как пройдет время от подъема до начала уроков, будет зависеть его работоспособность в течение всего дня. Приучите своего ребенка в его «рабочие» дни подниматься моментально.

Конечно, идеальное средство привести себя в активное состояние всем известно — физические упражнения под любимую ритмичную музыку. Но если привычки делать по утрам гимнастику нет у взрослых, трудно ждать, что она выработается у ребенка.

Маленького ребенка можно попробовать приучить вставать в одно и то же время с помощью ежеутренних мультиков в определенный час до начала уроков. Более старшему ребенку можно посоветовать такой прием для быстрого перехода от сна к бодрствованию: нужно в течение 1-2 мин лежа энергично поработать кистями, сжимая и разжимая пальцы. А перед тем, как встать с постели, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. При движениях пальцев активизируется нервная система, а глубокие вдохи помогают снабдить кислородом мышцы и мозг, и тем самым отгоняют сон.

Работоспособность младшего школьника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года. Умственная и мышечная работоспособность снижается от начала к концу недели. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно, а в пятницу все показатели существенно снижаются. В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть — самая трудная), а с апреля вплоть до июня, наоборот, нарастают. Между прочим, физически дети наиболее интенсивно развиваются именно в это время года. Общий уровень работоспособности ребенка с возрастом нарастает. Правда, к началу каждого учебного года она, как правило, лишь восстанавливается на уровне прошлого года, но через 15-30 дней занятий повышается (возвращаются несколько забытые навыки работы). Максимума она достигнет в конце первой и начале второй четверти учебного года. Бывает, что работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня. В большинстве случаев причина — какое-то заболевание. Даже кратковременная простуда на нек-рое время (2-3 нед) ухудшает работоспособность ребенка, падает его сопротивляемость утомлению. Что уж говорить о таких напастях, как хронический тонзиллит, ревматизм, нервные и эндокринные заболевания, последствия черепно-мозго — вых травм, туберкулезная инфекция. Ослабленные дети нуждаются в особо щадящем режиме.

Без нормального сна говорить о высокой или просто достаточной работоспособности не приходится. При недосыпании она падает. Систематическое недосыпание просто опасно — страдает нервная система ребенка, он становится легковозбудимым, рассеянным, во время работы часто отвлекается, неадекватно реагирует на замечания. Важно, чтобы сон был не только достаточно продолжительным, но и достаточно глубоким. Соблюдайте простые правила:

•  пусть ребенок ложится спать и встает в одно и то же время; тогда нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну, ребенок легче засыпает и дольше отдыхает;

•  пусть время перед сном проходит не в шумных играх и не за просмотром боевиков и криминальных новостей, а в занятиях, успокаивающих нервную систему; связанное с эмоциональными переживаниями чтение и телепередачи мешают быстрому засыпанию и глубокому сну;

•  не забывайте про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате.

Потребность в сне ребенка и подростка: в 10-12 лет — 9-10 ч; в 13-14 лет — 9-9,5 ч; в 15-16 лет — 8,5-9 ч.

Рубрики

Партнеры: