Педагогика

ПРИТЯЗАНИЯ ДЕТСКИЕ

В процессе общения со взрослыми у ребенка уже в раннем возрасте развиваются притязания на признание со стороны взрослого. Пока ребенок мал, эта потребность выражается открыто. Он непосредственно взывает ко взрослому: «Смотри, как я делаю!», «Смотри, как я ем!» и т. д. При этом малыш ожидает восхищения тем, как он что-то делает. Взрослый, как правило, не обманывает его ожиданий. Воспитание ребенка основано преимущественно на формировании у него притязаний в признании: «Ты молодец», «Ты хорошо это делаешь» и т. п. Так в повседневной жизни взрослые предъявляют к ребенку определенные требования, и, чтобы быть признанным взрослыми, он стремится выполнить эти требования. П.д. на признание становятся потребностью, определяющей успешность развития ребенка.

В развернутой форме П.д. на признание начинают появляться в раннем возрасте, когда ребенок становится способным усваивать элементарный набор социальных норм. Эти нормы запоминаются и становятся руководством к действию во многих ситуациях обыденной жизни: ребенок начинает выполнять правила пользования предметами, усваивает нек-рые нормы взаимоотношений со взрослыми. Возникнув в процессе общения со взрослыми, П.д. на признание в дошкольном возрасте переносятся и на взаимоотношения со сверстниками. В игре дети притязают на значимую для них роль. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в начальной школе, становятся успеваемость, оценки. Потребность в признании в учебной деятельности может быть удовлетворена исключительно в процессе достижения детьми успехов в ней. Обретенные в общении, П.д. на признание со стороны взрослых и сверстников становятся позитивным достижением социального развития ребенка, организующим его активную позицию по отношению к окружающим и к самому себе. Однако П.д. как позитивным достижениям могут сопутствовать такие негативные образования, как, напр., зависть и ложь.

Рубрики

Партнеры: