Педагогика

ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Понять психику человека как целостное и системное образование, равно как и роль детства в последующей жизни взрослого, можно благодаря понятию «развитие». Уместно вспомнить слова Гете, к-рый писал:

Кто хочет что-нибудь живое изучить,

Сперва его он убивает, потом на части разлагает,

Но связи жизненной ему там не найти.

Именно развитие выполняет функцию этой жизненной связи, является определяющим для психики.

Сегодня в психологии можно насчитать более двух десятков концептуальных подходов, так или иначе трактующих процесс психического развития. Анализ множества взглядов на ход психического развития позволяет выделить не только определенное сходство позиций, но и нек-рые, ставшие до определенной степени общепринятыми, принципы.

I.  Принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы. Исходным моментом любого развития является сложный спектр индивидуальных противоречий и действий. Л.Н. Князева и С.С. Курдюмов справедливо утверждают: «Без неустойчивости нет развития. Только системы, далекие от равновесия, системы в состояниях неустойчивости, способны спонтанно организовывать себя и развиваться. Устойчивость и равновесность — это тупики эволюции. Неустойчивость означает развитие, развитие происходит через неустойчивость, через бифуркации, через случайность» (Е.Н. Князева, С.Н. Курдюмов, 1982).

II.  Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственности и изменчивости) как условие развития системы (А.Г. Асмолов, 1998). Если наследственность обеспечивает сохранность генотипа, а вместе с тем и выживание человека как вида, то изменчивость составляет основу как активного приспособления индивида к изменяющейся среде, так и активного воздействия на нее за счет вновь вырабатываемых у него свойств.

III.  Принцип дифференциации-интеграции, выступающий в качестве критерия развития структуры. Данный принцип является одним из всеобщих для любых систем. Согласно ему, развитие идет от состояния относительной глобальности… к состояниям большей дифференци — рованности, артикулированности иерархической интеграции… Развитие — это всегда постепенно возрастающая дифференциация, иерархическая интеграция и централизация внутри генетического целого (Н.И. Чуприкова, 1997).

IV.  Принцип цельности как критерий развития функции. Цельность — это единство целей и средств их достижения, обеспеченное повторяемостью, соподчиненно — стью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элементов целого (В.А. Аверин, 1997). Успешность функционирования всей системы в целом обусловлена тем, насколько «подогнаны» друг к другу ее элементы, насколько согласованно" они взаимодействуют.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте