Руководитель должен быть творцом

Принцип 4. Творчество процветает в многообразии

Принцип 4. Творчество процветает в многообразии

Творческие группы разнообразны. Как и интеллект отдельного человека, обладающий взаимосвязанными функциями, организационная творческая деятельность часто междисциплинарна. Во всех организациях, от исследовательских институтов до мощных корпораций, в самых лучших творческих группах собираются вместе очень разные люди- оригинально мыслящие, разного возраста и пола, с несходными культурными установками, с разным профессиональным опытом.

Один из мировых лидеров в своей области — консультационная фирма по вопросам дизайна и инноваций IDEO. Центральный офис агентства находится в Калифорнии, в Пало-Альто, а филиалы — в Чикаго, Бостоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лондоне, Мюнхене и Шанхае. С момента возникновения IDEO сотрудничает с десятками организаций, занимаясь разработкой сотен продуктов в очень разных отраслях, таких как производство игрушек, офисного оборудования, мебели, компьютеров, медицинских товаров и автомобилей. Агентство регулярно входит в список лучших двадцати пяти инновационных компаний по мнению Business Week и предлагает консалтинговые услуги остальным двадцати четырем компаниям списка. IDEO не специалист в профессиональной деятельности компаний-клиентов, агентство специализируется на вопросах внедрения технических новшеств.

Основу работы IDEO составляет процесс, который компания описывает как «дизайнерское мышление». Его характерная особенность состоит в том, что для реализации каждого проекта собирается группа специалистов из разных отраслей: инженер, конструктор, производственник, специалист по эргономике, психолог-бихевиорист, маркетолог, специалист по исследованиям рынка. Все вместе они рассматривают задачу с разных сторон и разрабатывают как можно больше всевозможных решений. Для каждого предложения создается опытный образец, который исследуется, тестируется и критикуется, — и так постепенно вырисовывается окончательное решение. Многообразие жизненно необходимо такой междисциплинарной группе. Как объясняет Тим Браун, исполнительный директор IDEO, «опытный дизайнер обычно усовершенствует прошлогодний продукт, но междисциплинарная группа квалифицированных философов дизайна справляется с гораздо более серьезными задачами».

Многообразие — мощный ресурс для творческих команд и всей рабочей обстановки в целом. Однако еще не все компании это поняли. Многие руководители и менеджеры разного уровня по-прежнему стремятся набирать в штат людей, похожих на себя. С точки зрения узколобой корпоративной культуры такой подход логичен, но в долгосрочной перспективе он лишает организацию в целом гибкости и творчества. Я работал с несколькими организациями, которым надо было разработать стратегию диверсификации. Одна из них — международный инвестиционный банк с филиалами в Европе, Америке и Азии. Банк откровенно гордился своей стратегической многоликостью, хотя было очевидно, что над многими вопросами еще нужно поработать. В курс дела меня вводил представитель руководства, состоявшего исключительно из белых мужчин среднего возраста. Я спросил его, как продвигается разработка стратегии, он ответил, что дела идут очень неплохо. «Диверсифицируемся», — сказал он. Я поинтересовался, что он имеет в виду, и он объяснил: «Я сейчас провожу собеседование с очень необычным кандидатом. С женщиной, знаете ли».

Многообразие, естественно, может принимать разные формы. Первый показатель — физические данные, то есть пол, возраст, сексуальная ориентация. Второй показатель — культурный и профессиональный багаж, то есть опыт работы, образование, квалификация. В быстро меняющемся мире продвижение культуры диверсификации на рабочем месте стало стандартным требованием корпоративной этики. Но имеются и стратегические причины, особенно в отношении инноваций. Разнообразие трудовых ресурсов позволяет организации более чутко реагировать на нужды изменчивого культурного окружения, в котором она существует. Разнообразие также обеспечивает мощный задел на далекую перспективу, что жизненно важно для поддержания инновационной культуры.

Рубрики

Партнеры: