Примитивное описание

Примитивное описание

Первые психологи ставили перед собой цель получить объективное объяснение личности и поведения человека. Они надеялись, что когда – нибудь смогут обнаружить общие правила и объяснения того, почему люди ведут себя определенным образом – точно так же, как физики объясняют поведение магнитов и законы притяжения. В физических науках на основании этих законов можно предсказывать грядущие события. Магниты ведут себя определенным образом не время от времени и не только по вторникам. Их поведение постоянно.

Первопроходцы в области социальных наук, особенно в социологии, тоже пытались строить свою работу по моделям физиков и химиков. Первые социологи вели себя так, словно занимали свободную от культуры научную зону, из которой они могли черпать естественные выводы об изучении людей. В своих исследованиях они обычно изображали другие культуры, особенно малоизвестные – африканские, азиатские и американские, как примитивные, с непонятными и очевидно наивными системами верований. Последние тридцать лет ведущие социологи двигаются в другом направлении. Они признали, что в некоторых ключевых отношениях человеческий мир совсем не похож на неодушевленный мир естественных наук.

Географ, изучающий движение приливов у побережья, не пытается постичь мотивы этого поведения. У неодушевленного мира нет причин делать то, что делается. Это происходит – и точка. Ученые пытаются понять как, а не почему. У людей же есть причины поступать так, а не иначе, даже если сами они этих причин не понимают. Социальный мир движим целью, чувствами и ценностями. Он составлен из идей и интерпретаций. По этой причине усложняются задачи социальных наук. У ученых, как и у обычных людей, есть свои ценности и убеждения, которые могут влиять на то, что видят эти ученые.

Физический мир не должен зависеть от набора интерпретаций. Несмотря на постоянные изменения формулировок научной теории, физическая вселенная остается неизменной. Меняется наше осмысление вселенной. К социальному миру это не относится. Мы конструируем его в буквальном смысле слова с помощью институтов, которые сами создаем, и отношений, которые сами налаживаем. Для Клиффорда Гирца задача социолога – это в основном описание и интерпретация. По его мнению, понимание человеческих культур – «не экспериментальная наука в поисках законов, но интерпретирующая наука в поиске смысла». Вместе с традиционными приемами статистического анализа социологи все чаще используют методы этнографического исследования и формы нарратива – Гирц называет это «примитивным описанием», имея в виду «зеркальный стиль» авторов путевых очерков и писателей-историков.

Искусства и науки

Наблюдается растущая заинтересованность в тесном сотрудничестве искусства и науки. Многие ученые серьезно интересуются искусством. Все больше деятелей искусства находят вдохновение в научных идеях, причем для создания новых форм художественного выражения они используют передовые технологии. Ученые тоже находят вдохновение в творческом художественном процессе и во взаимодействии с деятелями искусства. Один из примеров – широко известное сотрудничество между дизайном моды и биологией.

Первичная полоска

Между оплодотворением яйцеклетки и появлением уникального человеческого существа происходит огромная работа яйцеклетки, которая, многократно делясь, образует миллионы новых клеток. Неконтролируемый рост клеток приводит к онкологическим заболеваниям, но регуляция производства клеток во время развития эмбриона гарантирует образование нужных форм в нужном месте и в нужное время. Как именно это происходит – один из самых важных вопросов в современной биологии. В междисциплинарном проекте «Первичная полоска» собрались: британский дизайнер моды Хелен Стори, ее сестра, биолог Кейт Стори, химики и экологи, которые сообща разработали коллекцию моды, отражающую первую тысячу лет истории человечества. Эта коллекция и соответствующие исследовательские материалы демонстрировались в Европе, США и Китае, в художественных галереях и исследовательских институтах. Они привлекли десятки тысяч посетителей и бросили вызов распространенному убеждению, что наука и искусство не связаны друг с другом. Позже Хелен Стори сказала, что самой яркой чертой посетителей выставки было их разнообразие: молодые и старые, поклонники искусства и фанатики науки, а также все, заполняющие промежуточное место между этими полюсами.

Читайте далее:

Оставьте комментарий