Педагогика

ПРИЕМЫ ТРУДОВЫЕ

способы выполнения операций и их элементов, обеспечивающие решение производственных задач. Различают продуктивные (рациональные) и непродуктивные П.т. К непродуктивным относятся ошибочные, повторные, случайные П.т. Продуктивность П.т. зависит от направленности и концентри — рованности внимания, темпа, координированности, синхронности, последовательности и направления движений, распределения усилий между работающими руками в разные моменты трудового процесса, от количества движений, их амплитуды и т.д. Напр., снять металл с заготовки можно двумя-тремя (рациональный П.т.) или пятью-де — сятью (нерациональный П.т.) проходами фрезы.

Опытного рабочего отличает многогранность П.т. и гибкость их применения. Изменение П.т. происходит не изолированно, оно связано с перестройкой всех компонентов трудовой деятельности. Напр., скоростное точение предполагает не только выбор соответствующих П.т., обеспечивающих выполнение действий в заданном темпе, но и перестройку самоконтроля, обдумывание предстоящих действий, наладку станка и т. д. Производственное обучение, основанное на понимании деятельности как системы входящих в нее компонентов, предполагает не столько отработку отдельных движений и П.т., сколько формирование соответствующего вида деятельности.

Рубрики

Партнеры: