Педагогика

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

в соответствии с законодательством определяется как инициативная (самостоятельная) деятельность граждан, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли или личного дохода. Основными предпосылками развития П. являются:

—  политика государства в отношении частного бизнеса;

—  культура, или система ценностей, общества, к-рая психологически поощряет и поддерживает дух индивидуальной инициативы;

—  склонности и способности людей к П. Они порождают три психологические проблемы П.: политико-пси — хологическую проблему взаимоотношений П. с государством, проблему образа предпринимателя в массовом сознании и, наконец, проблему изучения психологического портрета предпринимателя.

Вопрос об отношениях государства и П. можно рассматривать с позиций системного подхода. Действуя в условиях неопределенности, отсутствия гарантий, создавая новые, часто рискованные комбинации, позволяющие удовлетворить общественные потребности, предприниматель берет на себя функцию риска и прогресса в экономике. Функция контроля возлагается на государство, чтобы сохранить надежность и стабильность экономики. Именно так распределяются функции между этими взаимодополняющими друг друга элементами хозяйственного организма. Нарушение оптимального соотношения и функционирования компонентов единой системы приводит к экономическим кризисам. От государства ожидается такая форма регулирования, к-рая, с одной стороны, давала бы достаточные возможности для проявления экономической инициативы и творчества, с другой — устанавливала бы в интересах общества и потребителя барьеры против произвола.

В отличие от населения США и Японии, к-рое видит в предпринимателе человека, обслуживающего его нужды и создающего рабочие места, в Европе образ предпринимателя в целом не позитивен, что связано и с нек — рой загадочностью его деятельности, скрытой от глаз общественности, и с определенными стереотипами восприятия предпринимателя как спекулянта, дельца, эксплуататора (особенно в наших условиях идеологизированной длительное время экономики), и с нек-рой категоричностью поведения и общения предпринимателей в интересах дела и в связи с экономической необходимостью, а также с завистью по поводу его прибыли и доходов.

Существуют два подхода к проблеме поиска субъективных психологических предпосылок успешной предпринимательской деятельности: первый относит предпринимателей к особой категории людей, наделенных определенными психологическими качествами, согласно другому, предпринимательской активностью обладают все, но в разной степени. Поскольку круг состоявшихся предпринимателей невелик, то господствует первый подход.

К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относят следующие: в интеллектуальном блоке — компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальную фантазию, развитую интуицию, креативность, перспективное мышление; в коммуникативном блоке — талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально-ло — яльному общению с др. людьми и в то же время способность идти против течения; в мотивационно-волевом блоке — склонность к риску, внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. Учитывая, что предприниматель, образно говоря, еще и самоэксплуататор, ему необходимы хорошее здоровье, неиссякаемая энергии и оптимизм.

Определение П., приведенное выше, акцентирует внимание на самостоятельной деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Выполненные О.С. Дейнеко исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросскультурные исследования показали, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуж — дены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем немецкие. Это связано с тем, что российское П. развивается в условиях несбалансированного рынка при отсутствии реальной и последовательной поддержки со стороны государства и в социокультурной среде неодобрения, демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Рост предпринимательской активности характеризует пробуждение экономики и в особенности ее главного творческого начала — хозяйствующего субъекта. Способствовать пониманию и оценке важности П. в народнохозяйственном и общественно-политическом контексте — одна из актуальных задач экономической психологии.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте