Перед лицом перемен

Поиск связей. Новое дело для старого мира

Поиск связей. Новое дело для старого мира

Поиск связей

Наша «цифровая культура» вносит в мир не менее глубокие перемены, чем перечисленные выше технические новшества. Влияние современных изменений имеет кумулятивный характер. Радикальные инновации часто вступают во взаимодействие и порождают совершенно новые модели человеческого поведения. Приступая в 1990 году к разработкам оригинального программного обеспечения для Всемирной паутины, сэр Тим Бернерс-Ли ставил перед собой вполне конкретную цель: облегчить специалистам поиск информации и обмен научными материалами. Он не мог предвидеть последствия: лавинообразный рост Интернета, стремительное распространение социальных сетей вроде Facebook и Twitter, глубокое воздействие этих феноменов на общественную, культурную и коммерческую деятельность людей. Движущими силами развития Интернета стали не только инновации в технологии, но и высвобождение духа творческой фантазии у миллионов пользователей, которые утоляют свои растущие аппетиты, порождая в свою очередь дальнейшие новейшие технологии.

Новое дело для старого мира

Предсказывать будущее мы не в силах. Но какое-то представление о нем у нас все-таки есть. Например, характер работы для очень многих людей будет продолжать меняться. Нашим детям предстоит в жизни не раз сменить не только место работы, но, вероятно, и род деятельности. Меньше чем за одно поколение для миллионов людей фундаментально изменилась сама природа работы, а вместе с ней и структура мировой экономики. Во времена моего детства, в 1950-1960-х, большинство людей ежедневно облачались в рабочие комбинезоны и отправлялись заниматься физическим трудом, и лишь относительно немногие носили костюмы и работали в офисах. За последние тридцать лет баланс сдвинулся с традиционных форм промышленного и ручного труда к видам занятости, основанным на информационных технологиях и обслуживании. Раньше в бизнесе лидировали мировые корпорации, специализировавшиеся на промышленном производстве; большинство современных лидеров корпоративного мира занимаются коммуникациями, информацией, развлечением, наукой и технологиями.

Появление электронной коммерции и интернет-торговли уничтожило в 1980-е годы принятые прежде способы ведения бизнеса. Компьютеризация финансовых рынков и синхронизация экономических процессов в мировом хозяйстве революционным образом изменили способ предоставления финансовых услуг, включая деятельность банков, страховых компаний, брокерских и дилерских фирм. Со времен так называемого Большого взрыва в Лондоне в 1988 году международные корпорации поглощают мелкие традиционные банки, магазины розничной торговли предлагают собственные финансовые услуги, а банки превратились в страховых и ипотечных брокеров.

В начале бума электронной коммерции генеральный директор IBM Лу Герстнер верно предсказал, что во всем мире компании начнут инвестировать миллионы долларов в интернет-бизнес, но не в техническое или программное обеспечение, а в консультативную деятельность. По данным международной консалтинговой компании McKinsey, в 2000 году свыше 60 процентов ее сотрудников в Лондоне были заняты в проектах электронной коммерции, тогда как в 1988 году этот показатель не дотягивал и до 10 процентов. Традиционный консалтинговый бизнес испытал резкий рост оттока кадров, потому что специалисты уходили в интернет-фирмы. В некоторых компаниях этого сектора текучка кадров достигла целых 40 процентов. За два года, с 1998-го по 2000-й, во все категории интернет-компаний было вложено больше венчурного капитала, чем за предыдущее десятилетие. В это же время некоторые организации, занятые электронной коммерцией, чрезвычайно повысили свою рыночную стоимость. В качестве примера возьмем американскую транснациональную компанию Cisco Systems, разрабатывающую и поставляющую сетевое оборудование. Ее стоимость на фондовой бирже в ноябре 2000 года достигла 400 миллиардов долларов — это значит, что на тот момент Cisco стоила дороже, чем все мировые производители автомобилей, стали, алюминия и самолетов.

Однако некоторые венчурные компании, влившие за 1997-2000 годы миллиарды долларов в интернет-бизнес, вскоре оказались разочарованы. Огромная часть этих капиталов была вложена опрометчиво и в итоге потеряна — в том числе и потому, что многие бизнесмены и инвесторы, торопясь инвестировать в новую форму торговли, не учли некоторые из главных положений бизнеса. Фондовый рынок мгновенно возненавидел интернет-компании и спустя какое-то время «99 процентов венчурных инвесторов даже не смотрели в сторону их бизнес — планов, не говоря о том, чтобы раскошеливаться».

Современная история сектора финансовых услуг — его стремительный рост в течение пяти лет, начиная с 2000 года, и последующее безудержное крушение в 2008 году — в очередной раз напомнила нам, что развитие дел человеческих в бизнесе или в любой другой сфере деятельности не поддается предсказанию и часто идет вразрез с ожиданиями.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики

Партнеры: