Все виды памяти человека за исключением тех, с к-рыми он появляется на свет, преобразуются и развиваются в течение всей его жизни. У человека с рождения есть генетическая, кратковременная, непосредственная и непроизвольная память (Р.С. Немов, 1995). Существует много полезных рекомендаций, касающихся развития мнемических способностей. Основные из них следующие:
1. Чаще старайтесь запоминать различного рода информацию (факты, даты, имена людей, номера телефонов, новые слова, названия и т.п.) устно, не прибегая к записям.
2. Старайтесь запоминать новую информацию сразу же, как только она воспринимается с помощью включения нескольких органов чувств, и сохранять ее в голове через вариативное (неоднообразное) повторение время от времени.
3. Изобретайте и используйте для запоминания, сохранения и воспроизведения информации различные приемы (мнемотехнические средства), включающие различные способы умственной обработки воспринимаемой информации, ее схематического, графического, символьного (знакового) представления.
4. Ищите и используйте в своей практике мнемотехнические средства, изобретенные другими, помня, однако, о том, что они будут эффективны лишь в том случае, если вы приспособите данные средства к своим индивидуальным особенностям.
5. При восприятии и запоминании нового материала чаще обращайтесь к его осмыслению, образному представлению и ассоциированию с известными фактами, мыслями, переживаниями.
6. Всегда старайтесь во вновь запоминаемом материале находить ч.-л. интересное, необычное, способное вызвать отчетливую эмоциональную реакцию.
Описанные рекомендации касаются П.р. в целом и мало затрагивают ее отдельные виды, к-рые можно развить с помощью специальных упражнений. Эти упражнения можно найти в литературе, к-рая вышла в последнее время (см. Немов Р.С. Практическая психология. М., 1998; Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить. Харьков, 1998; Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Мн., 1985; и др.).
Ниже мы приводим лишь логические приемы обработки запоминаемой информации:
Группировка – разбивка учебного материала на группы по к.-л. основаниям.
Аналогия – установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений или понятий.
Серийная организация материала – установление или построение различных последовательностей, напр. упорядочивание в пространстве, распределение во времени, по объему и т.п.
Схематизация – изображение или описание ч.-л. в основных чертах, упрощение представления информации.
Смысловое соотнесение – соотнесение запоминаемой информации по смыслу с к.-л. другой, уже знакомой информацией.
Составление плана – выделение и фиксация опорных пунктов.
Повторение –
многократное повторение одной и той же информации различными способами с применением самопроверки.
- 1С: Туроператор
- Видеоадаптер VGA. Принцип работы
- Жесткие диски (HDD)
- Основы применения вычислительной техники в органах внутренних дел
- ЗАПОМИНАНИЕ
- Внешние устройства ПК. Функциональные возможности. Основные характеристики. Обмен информацией
- Обзор процессоров I80X86