Педагогика

ПАМЯТИ РАЗВИТИЕ

Все виды памяти человека за исключением тех, с к-рыми он появляется на свет, преобразуются и развиваются в течение всей его жизни. У человека с рождения есть генетическая, кратковременная, непосредственная и непроизвольная память (Р.С. Немов, 1995). Существует много полезных рекомендаций, касающихся развития мнемических способностей. Основные из них следующие:

1.  Чаще старайтесь запоминать различного рода информацию (факты, даты, имена людей, номера телефонов, новые слова, названия и т.п.) устно, не прибегая к записям.

2.  Старайтесь запоминать новую информацию сразу же, как только она воспринимается с помощью включения нескольких органов чувств, и сохранять ее в голове через вариативное (неоднообразное) повторение время от времени.

3.  Изобретайте и используйте для запоминания, сохранения и воспроизведения информации различные приемы (мнемотехнические средства), включающие различные способы умственной обработки воспринимаемой информации, ее схематического, графического, символьного (знакового) представления.

4.  Ищите и используйте в своей практике мнемотехнические средства, изобретенные другими, помня, однако, о том, что они будут эффективны лишь в том случае, если вы приспособите данные средства к своим индивидуальным особенностям.

5.  При восприятии и запоминании нового материала чаще обращайтесь к его осмыслению, образному представлению и ассоциированию с известными фактами, мыслями, переживаниями.

6.  Всегда старайтесь во вновь запоминаемом материале находить ч.-л. интересное, необычное, способное вызвать отчетливую эмоциональную реакцию.

Описанные рекомендации касаются П.р. в целом и мало затрагивают ее отдельные виды, к-рые можно развить с помощью специальных упражнений. Эти упражнения можно найти в литературе, к-рая вышла в последнее время (см. Немов Р.С. Практическая психология. М., 1998; Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить. Харьков, 1998; Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Мн., 1985; и др.).

Ниже мы приводим лишь логические приемы обработки запоминаемой информации:

Группировка — разбивка учебного материала на группы по к.-л. основаниям.

Аналогия — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений или понятий.

Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей, напр. упорядочивание в пространстве, распределение во времени, по объему и т.п.

Схематизация — изображение или описание ч.-л. в основных чертах, упрощение представления информации.

Смысловое соотнесение — соотнесение запоминаемой информации по смыслу с к.-л. другой, уже знакомой информацией.

Составление плана — выделение и фиксация опорных пунктов.

Повторение —
многократное повторение одной и той же информации различными способами с применением самопроверки.

Рубрики

Партнеры: