Педагогика

ОЩУЩЕНИЙ РАЗВИТИЕ

Чувствительность есть продукт длительного развития и приспособления животных к окружающей среде. Специфический ответ каждого органа чувств на действующие на него раздражители — продукт приспособления данного органа чувств к определенному виду раздражителей, результат большей его чувствительности к этим раздражителям, выработавшейся в процессе эволюции под воздействием этих раздражителей. Ощущения являются правильным отражением соответствующих данному органу чувств (адекватных ему) раздражителей, по отношению к к-рым чувствительность вырабатывалась в процессе эволюции. Так, реагирование глаза только на определенный участок электромагнитных колебаний явилось, по мысли С.И. Вавилова, результатом приспособления глаза к рассеянному на земной поверхности свету солнца. Глаз не видит ультрафиолетовых лучей (с длиной волны меньше 400 миллимикронов). Это биологически целесообразно, т.к. ультрафиолетовые лучи задерживаются атмосферой и не играют решающей роли в ориентировке организма во внешней среде. Глаз не видит также инфракрасных лучей (с длиной волны свыше 800 миллимикронов). Эти лучи являются тепловыми и излучаются всеми тканями тела, в т.ч. и внутренними стенками глаза. Если бы глаз был одинаково чувствителен к световым и инфракрасным лучам, то это препятствовало бы ему видеть окружающие предметы. Человек видел бы только внутренность своего глаза и ничего больше, а это равносильно слепоте. Формирование органов чувств прямо связано с окружающей средой, в к-рой протекает жизнь животного. Интересным примером в этом отношении служит рыба, живущая в Южной Америке. Обычно она живет в мелкой воде и высматривает добычу поверх воды. Глаза ее разделены горизонтальной перегородкой на два отдела: нижний служит для зрения в воде, верхний — для зрения в воздухе. Каждая из половинок глаза устроена по-разному: верхняя имеет линзообразный, нижняя — ша — рикообразный хрусталик, что связано с разными преломляющими свойствами воздушной и водной среды.

У человека тонкая дифференцировка в области ощущений связана с историческим развитием человеческого общества, а вместе с тем и с трудовой деятельностью людей в обществе. Историческое развитие человека привело к возникновению сложных форм различения звуковых раздражителей, служащих звуками речи. Необычайно высокой степени достигли также двигательные и кожные ощущения, связанные с работой руки как органа труда. У человека процесс развития ощущений происходит в связи с практической, прежде всего трудовой деятельностью и зависит от требований, к-рые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств. Высокой степени совершенства достигают, напр., обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов, определяющих качество чая, сыра, табака. Живопись, связанная с передачей формы, пропорций и цветовых оттенков при изображении предметов, предъявляет особые требования к восприятию пропорций и цветовых соотношений, к-рое у художников развито выше, чем у лиц, не занимающихся живописью. Аналогичное можно сказать о музыкантах. На точность определения звуков по высоте влияет, напр., то, на каком инструменте человек играет. Исполнение музыкальных произведений на скрипке, предъявляя по сравнению с исполнением на рояле особые требования к звуковысотно — му слуху скрипачей, приводит к тому, что различение высоты звуков у скрипачей обычно более развито, чем у пианистов (данные Кауфмана).

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте