Педагогика

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем — в рисовании). В области науки раньше всего проявляется одаренность к математике. Нередки случаи расхождения между умственным уровнем ребенка и выраженностью более специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в к.-л. деятельности называют вундеркиндами. Но даже самые выдающиеся проявления ребенка не являются достаточным залогом будущего таланта. Врожденные задатки — только одно из условий сложного процесса становления индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. Признаки необычных способностей у ребенка неотделимы от возраста: они во многом обусловлены темпом созревания и возрастными изменениями. А.И. Доровский (1997) выделяет следующие признаки одаренности:

Раннее детство(1-3 года). Неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за несколькими событиями, большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых). Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, к-рая ему интересна, способности к рисованию, музыке, счету, нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия.

Дошкольный период (4-6 лет). Отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через «этажи»), яркое воображение, нечеткость в разграничении реальности и фантазии, преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочитание общества старших детей и взрослых. Добр, открыт, понятлив; превосходное владение искусством речевой коммуникации; громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего; острое реагирование на несправедливость.

Школьный период (7-17лет). Успех во многих начинаниях, высокие результаты, потребность в коллекционировании, классификации, выполнение с удовольствием сложных и долгосрочных заданий, великолепное чувство юмора, развитая оперативная память, сформиро — ванность навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение заданий, владение основными компонентами (умениями) учиться, оригинальность словесных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем.

Оценка одаренности детей не может основываться только на тестировании — степень и своеобразие ее обнаруживаются в ходе обучения и воспитания, при выполнении детьми той или иной содержательной деятельности. Ранняя специализация не должна быть преждевременной, чрезмерной. Выявлению и развитию О.д. призваны содействовать специальные школы, факультативные занятия, центры творчества, разные кружки, студии, проведение олимпиад уч-ся, конкурсов детской художественной самодеятельности и т.д. Недопустимо задерживать развитие О.д. Учебная нагрузка, формы обучения и воспитания таких детей должны соответствовать их возможностям. Забота об О.д. предполагает сочетание развития способностей с общеобразовательной подготовкой и совершенствованием личности.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте