Академическая иллюзия

О дивный старый мир

Основы современных проверок уровня интеллекта были заложены в середине XIX века сэром Фрэнсисом Гальтоном. Познакомившись в 1859 году с трудом своего двоюродного брата Чарльза Дарвина «Происхождение видов» и вдохновленный дарвиновскими идеями эволюции и естественного отбора, он предположил, что человеческая жизнь может следовать тем же принципам. Гальтон пришел к заключению, что раз наследственность играла решающую роль в развитии человека, то должна существовать возможность улучшения нашей расы с помощью процедур отбора и скрещивания. Поставив перед собой такую цель, он разработал научные способы выявления, измерения и сравнения «общего интеллекта» отдельных индивидов. Именно Гальтон в 1883 году впервые произнес слово евгеника, которое для него означало «рожденный правильным и здоровым». Современные тесты на умственные способности основаны на работах Гальтона и особенно Бине.

На заре XX века Альфред Бине приступил к работе по диагностике умственного развития ребенка, исследовав для этого учеников начальных парижских школ. Решая задачу выявления умственно отсталых детей, которые могли нуждаться в специальной учебной подготовке, Бине разработал систему простых тестов для соответствующих измерений интеллекта у детей разных возрастных групп. Цель его была сугубо практической, а метод «скорее прагматическим, нежели научным». Первую шкалу оценки интеллекта он составил к 1905 году, она представляла собой тридцать проверочных программ, разработанных для детей от трех до двенадцати лет. Педагог прорабатывал задания с каждым ребенком, выясняя предел возможностей испытуемого. Затем результаты сравнивались со средними показателями по возрастной группе данного ребенка: если испытуемый проходил тест, рассчитанный на шестилетнего, значит, его умственный возраст — шесть лет. В основе этой процедуры лежала идея различия хронологического и умственного возраста, которую Бине использовал как показатель задержки в развитии.

Немецкий ученый Вильям Штерн в 1912 году предложил использовать отношение умственного возраста к хронологическому, чтобы получить уже знакомый нам коэффициент интеллекта с помощью формулы:

умственный возраст

IQ = ————————- х 100

хронологическии возраст

В течение нескольких лет работа Штерна была переведена на множество языков. О том, что изначально метод предлагался для довольно ограниченного применения, быстро забыли, и он стал использоваться в самых разных контекстах, особенно в США. Сто лет спустя IQ остается главным критерием отбора в образовательных учреждениях, при трудоустройстве, для занятия должностей в вооруженных силах.

Коэффициент интеллекта использовался для поддержки теории расовых, этнических и социальных отличий — и для их критики. На раннем этапе использования показателей умственного развития в Великобритании и США предполагалось, что у бедняков и их детей низкий IQ, а у богатых и их отпрысков — высокий. Казалось, IQ каким-то образом соответствовал уровням влияния и материального успеха. Существенный фактор, о котором часто забывают, состоит в том, что бедняки, в отличие от богатых, не могли позволить себе образование; пренебрежение этим фактором является большим упущением с точки зрения методологии. На какое-то время результаты тестирования на IQ обеспечили мощное обоснование для политических инициатив евгенического толка, призывающих к «улучшению» человеческой породы за счет выборочного воспроизводства и контроля над рождаемостью. Признанные интеллектуалы XX века поддерживали учение о евгенике; в их число входят и Уинстон Черчилль, и Бернард Шоу, считавшие, что рождаемость бедняков следует держать под тщательным контролем. В некоторых штатах США была узаконена стерилизация людей с низким интеллектом, проходившим по классификации «идиоты».

Руководствуясь своими мотивами, Третий рейх использовал евгенику как ключевой элемент политики «окончательного решения еврейского вопроса», и последствия были ужасающими.

Ожесточенная полемика относительно обоснованности тестирования на IQ вспыхнула в 1992 году после публикации в Америке книги политолога Чарльза Мюррея и психолога Ричарда Гернштейна «The Bell Curve» («Гауссова кривизна»). Авторы утверждали, что тесты на IQ действительно свидетельствуют об огромных различиях в интеллекте разных людей и даже сообществ. Они показали, как IQ связан с морально-этическими установками и какая взаимосвязь существует между низким IQ и культурами некоторых этнических групп, выделив при этом афроамериканцев и латиноамериканцев. «Гауссова кривизна» была осуждена широкой общественностью как расистский трактат, породила бурю протестов и вызвала настолько жаркие дискуссии, что их огонь тлеет до сих пор.

С момента возникновения концепция показателя умственного развития была притягательной и провокационной — такой она остается и по сей день, несмотря на то что нет единого мнения, какие именно параметры измеряются IQ-тестами и какое отношение эти параметры — чем бы они ни оказались, — вообще имеют к интеллекту. Тем не менее идея о связи академических способностей и IQ считается само собой разумеющейся, как часть естественного порядка вещей, а не как продукт определенных культурных ценностей и построенных на их основе научных предположений. Как это случилось? Объяснение надо искать в триумфе науки последних четыреста лет, корнями уходящей в оливковую рощу, под сенью которой родилась Платоновская академия.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики