Педагогика

НЕЖЕЛАНИЕ ИДТИ В ШКОЛУ

Время от времени такое желание посещает школьника любого возраста. Что же говорить о первокласснике, для к-рого радостное ожидание и праздник первого сентября остались позади! От скуки, разочарования и апатии не застрахован никто, даже старательный, исполнительный и любознательный ребенок. И вы можете услышать от малыша: «Не пойду я больше в эту школу!» Стоит ли немедленно начать бить тревогу?

Психолог А. Прихожан предлагает отделить обычное нежелание заниматься будничными делами (оно возникает время от времени у любого человека) от действительно опасного.

Обычно

Снижается первоначальный интерес к школе и занятиям.

Может время от времени жаловаться, что учиться надоело (особенно к концу недели и четверти),но активен в своих любимых занятиях.

Радуется, когда не надо делать домашние задания.

Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.

Иногда недоволен учителем, полученными оценками.

Опасно

Полное отсутствие интереса к учебе.

Ничто не интересно, безразличен ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.

Делает уроки только «из — под палки».

Постоянное нежелание ходить в школу и вообще учиться; выражается активным протестом либо болезненными симптомами (кашель, насморк, рвота, понос), причем симптомы исчезают, если разрешат остаться дома; возможна и простая симуляция.

Очень не любит или боится учителя, постоянно испытывает страх получить плохую отметку.

Это не значит, что надо усилить контроль и водить ребенка в школу за руку. Постарайтесь спокойно разобраться в причинах его состояния.

Значит, беспокоиться нужно, если нежелание учиться постоянное, устойчивое, выражается в активном или пассивном протесте. Особенно серьезно нужно подойти к случаям, когда у ребенка появляются невротические реакции. Например, без видимых причин постоянно повышенная температура тела. Или постоянный упадок сил у физически здорового малыша. Или раньше ребенок был уравновешенным, а теперь у него резко и часто меняется настроение, стал нервозным, непредсказуемым. В таких случаях может понадобиться помощь психотерапевта. Но чаще помочь могут сами родители.

•  Иногда родители начинают загружать малыша еще до школы, превращая его в ученика раньше времени. А нек — рых детей недостаток времени для игр приводит просто в отчаяние. Стоит ли удивляться, что к учению такой ребенок не испытывает особо теплых чувств.

•  Вольно или невольно родители формируют у будущего первоклассника определенное отношение к школе. Одни заранее пугают: «Вот пойдешь в школу, там тебя заставят трудиться!» Другие, наоборот, уверены в способностях своего чада и готовят его только к победам, а не к трудностям.

•  Стремясь дать ребенку полноценное и разностороннее образование, нетрудно потерять чувство меры. При этом часто не учитываются реальные возможности ребенка. Многочисленные дополнительные занятия иногда не развивают малыша, а истощают его. Не хватает свободного времени для саморазвития, для собственных интересов ребенка, для общения со сверстниками.

•  Отрицательное отношение к учению может возникнуть, если родители требуют от ребенка совершенства во всем. Каждую отметку ниже пятерки они воспринимают как трагедию.

•  У ребенка могут не сложиться отношения с учителем или одноклассниками.

Что может в таких случаях сделать родитель?

•  Признавать право ребенка на ошибку; научить его относиться к ошибкам и неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному.

•  Научить ребенка видеть причины своих неудач не только во внешних обстоятельствах (не та школа, злой учитель, плохие одноклассники), но и в себе самом, понимать эти причины и исправлять их.

•  Поддерживать у школьника уверенность в себе, чувство, что он может преодолеть любые трудности и в то же время всегда может рассчитывать на вашу поддержку.

•  Помогать ребенку рассчитывать свои силы: не заставлять его заниматься слишком много, но и не допускать легкомысленного отношения к учебе.

•  Маленькому школьнику уделять как можно больше внимания, по-прежнему ласкать его.

•  Не ждать от ребенка только наивысших результатов, не требовать, чтобы он был отличником.

•  Помогать, когда у ребенка не складываются отношения с учителем или одноклассниками.

Рубрики

Партнеры: