Педагогика

НАУЧЕНИЕ

процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие «Н.» первоначально возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э. Торндайка и др. Н. отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями (или только мотивами). Путем Н. может приобретаться любой опыт (знания, умения и навыки) у человека и новые формы поведения у животных. Как всякое приобретение опыта, Н. включает протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (непроизвольное запоминание). У животных Н. — основная форма приобретения опыта. Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации, подражание). Способностью к Н. обладают в основном виды, далеко продвинувшиеся в эволюционном развитии и приобретшие способность к выработке временных нервных связей. Начатки возможности Н. обнаруживаются впервые у дождевых червей. В средней степени Н. проявляется у рыб, амфибий, рептилий. Наиболее развитые формы Н. обнаруживаются у человекообразных обезьян и человека. У человека роль и значение Н. меняются в ходе онтогенеза. В дошкольном возрасте Н. — основной способ приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению — учебной деятельности, хотя и не теряет значения полностью. Важнейший фактор Н. — место усваиваемого материала в соответствующей деятельности. Человек лучше научается материалу, к-рый занимает место цели деятельности.

Согласно одним теориям, существует единый механизм обучения (у человека и животных, у научения и учения); др. теории рассматривают эти механизмы как различные. К первой группе относятся теории бихевиоризма, необихевиоризма, ассоцианизма, гештальтпсихоло — гии, информационного подхода и др. Ко второй группе относятся теории отечественных психологов и ряда зарубежных авторов. У человека Н. и учение рассматриваются ими как познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. У животных Н. трактуется как процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям жизнедеятельности организмов.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте