Педагогика

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Н.л. характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в к-рых выражается мировоззрение человека. По К.К. Платонову, Н.л. — одна из подструктур личности, являющаяся ее высшим уровнем.

Выделяют несколько основных психологических вариантов Н.л. детей:

«Игровой» тип — для этих детей наиболее важным являются игровые предметы и игровые ситуации, причем здесь существуют по крайней мере два направления: манипулирование предметами и драматизация — перевод всех житейских ситуаций в ролевые игры. Этим детям (а может, и иным взрослым) свойственно все дела превращать в игру. Эти игры бесконечны и самозабвенны и как бы во вред делу (но на самом деле это не так).

Тип «реально-бытовой», «реально-практический». Эти дети предпочитают знакомые бытовые предметы, ситуации, практические действия. Склонны действовать по определенному известному им образцу, их мышление конкретно, они лучше воспринимают наглядные примеры, а не отвлеченные рассуждения. Они особенно активны в ситуациях, где можно практически применить имеющийся у них опыт жизни.

Тип «живущие по правилам» («школяры»). Для этих детей очень важны правила, требования взрослых, социальные нормы. Делать «как надо», «правильно» — это главное. Они хорошо усваивают формальные требования, формально-логические схемы знаний и поведения, что позволяет им хорошо справляться с социальными ролями.

Тип «отношеический». Детям с таким типом Н.л. наиболее близок и дорог мир человеческих отношений, эмоциональных переживаний. В этот мир они часто так глубоко погружены, что внешнее, мир объективных предметов и их связей, становится для них как бы чужим. В итоге они начинают в нем хуже ориентироваться, больше подчинены внутренним импульсам, нежели внешним сигналам. Окружающий мир воспринимается ими через оценки «люблю — не люблю», «хороший (для меня)

плохой». И чрезвычайно важно, чтобы др. люди считали, что я — хороший. «Отношенческим» детям свойственно тонкое различение эмоциональных состояний др. людей, повышенная чувствительность и впечатлительность, напряженность эмоций и интенсивность переживаний внутри себя.

Тип «общенческий». Эти дети предпочитают совместное с др. людьми времяпрепровождение, совместную деятельность, обмен разнообразной информацией. Им интересен мир людей и их социальное взаимодействие; в нем они всегда активны. Благодаря оживленным контактам, в к-рые они активно вступают, они часто обладают довольно обширными сведениями из разных областей жизни, словоохотливы и быстро продвигаются в накоплении всякой информации. Но их практический опыт жизни, как правило, обеднен — ведь они больше говорят, чем делают.

Тип «познавательный». Такие дети заметно отличаются от остальных склонностью к умственной, познавательной работе. У них развита речь, довольно широкие (для их возраста) познания в разных областях, часто — ранний интерес к какой-либо специальной области знаний. Они предпочитают интеллектуальные занятия — решение логических задач, головоломок, рассуждения и обсуждение разных вопросов, отмечены острой любознательностью. В отличие от простой любознательности, свойственной всем детям определенного возраста, они активны в поиске источников знаний (книги, общение), стремятся обобщить узнанное, стараются логически организовать свои знания (на доступном им уровне), подолгу обсуждают и возвращаются к какому-либо заинтересовавшему их предмету, пока не составят четкого представления о нем. Однако и они часто бывают беспомощны в практических ситуациях и действиях. Их общение — не самоцель, а способ получения какой-то интересной информации, тогда как у «общенческих» детей сам по себе контакт с др. людьми дает заряд активности и чувство удовлетворения.

Конечно, ребенок в обычной жизни не ограничен исключительно рамками одного типа. Сохраняя главное, «стержень» своей личности, он может проявлять в своем поведении черты др. типов.

Родителям, к-рые узнали в одном из описаний своего ребенка, надо помнить главное: ни один из этих типов не является однозначно плохим или хорошим, более или менее удобным для самого ребенка и для окружающих.

«Ломать» кого-то бессмысленно. Кроме того, все мы, и дети в т.ч., в течение жизни способны изменяться, обогащая свой арсенал привычных целей и способов поведения.

Рубрики

Партнеры: