Педагогика

МЫШЛЕНИЕ

психический процесс, благодаря к — рому человек отображает существенные признаки и связи предметов и явлений окружающей действительности, постигает закономерности развития окружающего мира, предвидит будущее и действует целенаправленно и планомерно. Иными словами, в процессе М. осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Это обобщенное и опосредованное познание действительности, в процессе к-рого мысль человека бесконечно углубляется в суть окружающей действительности. М. не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний, благодаря чему расширяется фонд их и тем самым увеличивается возможность решения все новых и новых, более сложных задач. В М. как процессе обобщенного и опосредованного отражения действительности в диалектически противоречивом единстве сплетены его продуктивные и репродуктивные компоненты, причем удельный вес их в конкретной мыслительной деятельности может быть различным. Под влиянием все возрастающих требований жизни к творческому ее компоненту возникла необходимость выделить особые виды М. — продуктивное и репродуктивное. Следует отметить, что в психологической литературе встречается возражение против выделения таких видов, поскольку любой процесс М. продуктивен (А.В. Брушлинский, 1970). Однако большинство психологов, изучающих М., считают целесообразным выделение этих видов (П.П. Блонский, Д.Н. Зава — лишина, Н.А. Менчинская, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, O.K. Тихомиров, Е.С. Рапацевич и др.). Деление осуществляется не по наличию или отсутствию продуктивности (как того требует дихотомия), а по степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта. В литературе данные виды (стороны, компоненты) мыслительной деятельности называют по-разному. Как синонимы к понятию «продуктивное М.» употребляют термины: творческое, самостоятельное, эвристическое, креативное. Синонимами к репродуктивному М. служат термины: словесно-логическое, дискурсивное, рассудочное, рецептивное и др. Однозначного определения их содержания до сих пор еще нет, однако на основе анализа литературы возможно выделить признаки, по к-рым дифференцируются эти виды мыслительной деятельности. Различают также словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное М. Выделяются также: М. теоре-, тическое и практическое, эмпирическое; аналитическое и интуитивное; реалистическое и аутистическое, связанное с уходом от действительности во внутренние переживания; непроизвольное и произвольное; боковое (нешаблонное).

М. часто развертывается как процесс решения задачи, в к-рой выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т.е. соотнесена с потребностно-мотивационной сферой личности. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, к-рые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. М. человека характеризуется единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом М. могут быть цели последующих действий. Исследования целеоб — разования составляют важный раздел психологии мышления и личности. В контексте проблематики совместной деятельности и общения М. изучается в структуре межличностных отношений. М. выступает как интерпретация реакций и движений др. человека, как трактовка результатов предметных действий человека и деятельности в целом, как понимание речевой продукции (устной и письменной) др. человека. М. является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру к — рого входит понимание себя как субъекта М., дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание еще не решенной проблемы как именно своей, осознания своего отношения к проблеме. В настоящее время считается доказанным, что словесно-логическое М. является наиболее поздним продуктом исторического развития. Онтогенетическое развитие М. ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Особую роль в развитии М. играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания. Наглядно-действенное, наглядно — образное и словесно-логическое М. — последовательные стадии онтогенетического развития М.

Рубрики

Партнеры: