Педагогика

МЫШЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ

психический процесс опосредствованного и обобщенного отражения технической действительности, благодаря к-рому человек отражает существенные признаки и связи технических объектов и систем (сравнительно легко постигает структуру, главный принцип действия и функции технических устройств и технологических процессов, находя в них неполадки и эффективно устраняя их), а также на основе конструкторско-технологических знаний, умений и навыков может рационализировать старые или/и изобретать новые технические объекты и технологические методы (Е. С. Рапацевич, 1987).

М.т. является одним из видов практического интеллекта. Оно, наряду со специфическими качествами, содержит ряд черт, роднящих его с мышлением писателя или философа, биолога или математика и т.д. (обобщенность, опосредствованность, прогностичность и т.д.). М.т. развивается, формируется и проявляется в процессе решения гл. обр. технических задач (проблем) и для решения этих задач или проблем. Оно бывает преимущественно продуктивным или преимущественно репродуктивным, совершается при помощи всех тех же мыслительных операций (анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, конкретизация и др.), к-рые присущи и другим видам мышления.

Однако особенности многих технических задач, объектов (материалов), оперирование специфическими, техническими и технологическими понятиями придают М.т. своеобразный характер, обусловливая преимущественное развитие тех или иных сторон его (направленность, структурные особенности, определенные качества ума и т.п.). Технические задачи специфичны по своей природе. Хорошей моделью подобных задач может служить т.н. ящик с данным входом и выходом и с неизвестным внутренним содержанием.

Исходя из учета специфики технических задач, Т.В. Кудрявцев (1972) выделил три особенности М.т.:

1.  Теоретико-прикладной характер, т.е. нерасторжимое единство понятий и действий. В технике почти никогда не бывает так, чтобы новая сложная машина «сошла с бумаги в жизнь» и оказалась успешно действующей и удовлетворяющей к.-н. важную общественную потребность. Новая машина, как и любое новое изделие, никогда не запускается в производство без предварительной проверки конструкции на практике и ее отладки на опытном образце. Т.о., техническая мысль тесно вплетена в производственно-практическую деятельность.

2. Следующая важная особенность М.т. — тесная взаимосвязь и взаимодействие понятий и образов. В М.т., в отличие от др. видов мыслительной деятельности, понятий и образный компоненты представляют собой равноправные единицы. Для иллюстрации этой мысли достаточно вспомнить, какое важное место в труде человека на производстве и в политехническом и профессионально-техническом обучении занимает оперирование схематическими техническими изображениями и представлениями о них и технических объектах.

3.  Еще одна особенность М.т. — оперативность. Специалисту в области техники часто приходится решать ту или иную производственную задачу в ограниченное время. Его идеи, в отличие от идей, выдвигаемых специалистами из гуманитарных областей знаний, из сферы нематериального производства, требуют немедленного практического воплощения. Такие требования, напр., предъявляются к операторам и наладчикам автоматических устройств, летчикам, шоферам, операторам энергосистем, космонавтам и др. Условия их деятельности требуют быстрой ориентировки, умения быстро воспринимать и понимать поступающую извне информацию, точно и по назначению использовать имеющиеся знания, реагировать на неожиданно складывающуюся ситуацию. Огромное значение оперативности М.т. проявляется в аварийных ситуациях.

Т.о., М.т. имеет трехкомпонентную структуру, в к — рой понятия, образы и практические действия занимают равноправное место и находятся в сложном и динамичном взаимодействии между собой.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

11 − шесть =

Рубрики

Партнеры: