Педагогика

МОНОГРАФИЯ

глубокое и разностороннее исследование той или иной научной проблемы. Отличается от др. форм научных сообщений наибольшей полнотой и обстоятельностью, а в идеальных случаях — исчерпывающим освещением научной темы, обозначенной в заголовке; целостностью рассмотрения проблемы и ее изложения; фундаментальностью как изучения, так и изложения результатов; обобщенностью выводов; теоретической направленностью; широтой источниковедческой базы. В М. обосновывается важность исследуемой проблемы, раскрываются картина современного (для конкретного времени) состояния научной разработки темы, различные т.зр., свое понимание вопроса, анализируется имеющаяся по данному вопросу литература. В толковых энциклопедических словарях термин «М.» раскрывается как научный труд или сочинение, разрабатывающее отдельную проблему, тему, вопрос, предмет или эпизод к.-л. науки, реже — целой научной дисциплины с наибольшей полнотой, как нечто самостоятельное и отдельное целое. И.Г. Еременко отмечает, что в словосочетании «монографическое исследование» имеются два семантических оттенка. Первый указывает на общий подход, метод организации и проведения исследований, второй — на вид научного сочинения, в к-ром отражены результаты индивидуальной или коллективной работы. По мнению данного автора, монографическим можно считать такой подход (метод) в исследовании педагогических явлений и процессов, построений теоретических выводов, при к-ром в качестве основного объекта выступает целостная, относительно самостоятельная педагогическая система, с наибольшей полнотой рассматриваемая в едином логико-монологическом плане и отличающаяся выраженной теоретической направленностью. Монографический метод в педагогике характеризуется: сосредоточенностью на изучении отдельных проблем; целостностью рассмотрения анализируемых фактов; единством (монолитностью) структуры исследовательской деятельности и сочинения, посвященного описанию ее результатов; фундаментальностью и обобщенностью, теоретической направленностью содержания.

Монографические исследования различаются по познавательной направленности и по содержанию предмета исследования. По первому признаку различают М. информативного характера и проблемные М. Сущность исследований информативного характера состоит в том, что они направлены на получение, систематизацию и обобщение педагогических фактов и явлений, реально существующих в момент исследования или до него. Это гл.орб. освещение различных педагогических концепций и систем, деятельности педагогов и общеобразовательных учреждений. Типичным для таких исследований является, напр., М. о школе или описание жизни и деятельности выдающегося ученого-педагога. Главная цель подобных исследований состоит в освещении уже совершившихся фактов и событий. Благодаря таким исследованиям представляется широкая возможность для распространения педагогического опыта лучших педагогических коллективов и педагогов. К проблемным относятся монографические исследования, направленные на разрешение определенной проблемы. Сущность проблемного монографического исследования состоит в постановке и решении такого вопроса или комплекса их, ответ на к-рые не содержится в имеющейся сумме знаний и не может быть добыт в результате информационных исследований, а требует соответствующих познавательных действий, отличных от информативного поиска. Однако не всякий поиск ответа на возникающий вопрос можно отнести к разряду проблемных. Напр., если в результате исследования выяснится, что искомое известное явление подчиняется уже известному закону, то поставленный вопрос не является проблемным, а исследование, посвященное поискам ответа на него, надо рассматривать как информационное. Т.о., к проблемным относятся монографические исследования, содержащие сочетание анализа непознанного, неизвестного с предположением о возможностях действия неизвестного закона в определенной непознанной среде либо обнаружением принципиально нового способа практического применения уже познанного закона. Из этого видно, что в проблемном исследовании содержится установка на поиск нового способа действий. Любая научно-педаго — гическая проблема по своему содержанию означает знание о существовании такой области действительности, свойств, сущность к-рых не известна, не могла быть познана. М. такого порядка представляют большую ценность, т.к. они вносят определенный вклад в дальнейшее развитие педагогической теории и практики.

В зависимости от главной направленности содержания рассматриваемого предмета монографические исследования бывают: а) историографические, б) современные теоретические, в) опытно-информативные и г) кон — структивно-поисковые.

Рубрики

Партнеры: