Педагогика

МОДЕЛИРОВАНИЕ

один из методов познания и преобразования мира, который получил особо широкое распространение с развитием науки, обусловившим создание новых типов моделей, раскрывающих новые функции самого метода (М. процессов и явлений микро-, макро- и мегамира, создание кибернетических и имитационных моделей, рождение системотехники и др.). М. в качестве универсальной формы познания применяется при исследовании и преобразовании явлений в любой сфере деятельности. Модель есть аналог, заместитель исследуемого объекта. Модель — это система, исследование к-рой служит средством получения информации о др. системе. Модели делятся на материальные и идеальные (мысленные).

МОДЕЛИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ как психологическая проблема имеет два аспекта: 1) как содержание, к-рое должно быть усвоено уч-ся в процессе обучения, как способ познания, к-рым они должны овладеть; 2) как одно из основных учебных действий, к-рое является составным элементом учебной деятельности. Первый аспект означает психологическое обоснование необходимости включения в содержание образования понятий модели и моделирования. Эта необходимость обусловлена задачей формирования у уч-ся научно-тео — ретического типа мышления, означающего мышление о действительности посредством особых специфических объектов, сконструированных в историческом процессе развития науки, — моделей реальных явлений и процессов. Модельный характер современной науки, когда конструирование и изучение моделей реальных объектов является основным методом научного познания, показывает, что задача формирования научно-теоретического типа мышления может быть успешно решена лишь тогда, когда научные модели изучаемых явлений займут в содержании обучения подобающее им место и будут изучаться явно, с использованием соответствующей терминологии, с разъяснением уч-ся сущности понятий модели и моделирования, с тем чтобы уч-ся осознали и овладели моделированием как методом познания. Второй аспект состоит в исследовании места и форм использования моделирования как высшей и особой формы наглядности для выявления и фиксации в легко обозримом виде существенных особенностей и отношений изучаемых явлений, а также в формировании у уч-ся умений использовать моделирование для построения и фиксации общих схем действий и операций, к-рые они должны проделать в процессе изучения сложных абстрактных понятий.

Рубрики

Партнеры: