Педагогика

ЛОГИКА

совокупность наук о законах и формах мышления, о математико-логических законах исчисления (формализованных символических языков), о наиболее общих (диалектических) законах мышления (Н.И. Кондаков). Все эти науки изучают одно и то же человеческое мышление, имеющее своей целью истинное отображение объективной действительности, но различаются они в зависимости от того, какие именно законы мышления составляют их предмет. Так, законы выводного знания, т.е. знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, а только в результате применения законов и правил мышления, исследуются в формальной логике, к-рая так называется потому, что основное внимание в ней обращается на форму в отвлечении от содержания.

Традиционная (формальная) Л. — это первая ступень Л. выводного знания, как бы арифметика Л. Она изучает общечеловеческие формы мысли (суждения и понятия) и формы связи мыслей в рассуждении (умозаключения), зафиксированные в формально-логических законах (тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания), в к-рых отобразились объективно существующие общие законы, связи и отношения предметов и явлений материальной действительности. Изучение логической формы имеет поэтому важное научное значение. Значение Л. заключается в том, что она учит, как правильно по форме (структуре) построить рассуждение, чтобы, при условии верного применения формально-логи — ческих законов, прийти к истинному выводу из истинных посылок, расширяющему наши знания. Соблюдение правил Л. — непременное условие последовательного, непротиворечивого, обоснованного мышления.

Математическая Л. — это вторая ступень выводного знания, как бы алгебра формальной Л. Она изучает действия тех же в основном законов мышления, что и традиционная Л., исследует операции с теми же формами мысли и рассуждения, но идет дальше по пути абстрагирования. Математическая Л. применяет математические методы и специальный аппарат символов, исследуя мышление с помощью исчислений (формализованных языков). А это открывает дорогу к познанию новых закономерностей мышления, с к-рыми приходится сталкиваться при решении сложных логических конструкций в математике, кибернетике, в теории релейно-контактных схем, при проектировании и работе ЭВМ, разного рода автоматов и управляющих устройств. Математическая Л. (как и традиционная) относится к формальной Л.

Логическая наука с момента своего возникновения и до наших дней находится в процессе постоянного развития. В тот период развития науки, когда в ней господствовал метафизический метод мышления, исследователи могли обходиться средствами формальной Л. (традиционной и математической). Но в процессе дальнейшего развития науки формальная Л. все более проявляла свою ограниченность и все менее стала удовлетворять потребностям научного познания. Поэтому наука стала все чаще прорывать горизонт формальной Л. Естествознание покидает ту область, где достаточны были неподвижные категории, представляющие собой как бы низшую математику Л., ее применение в условиях домашнего обихода (Ф. Энгельс). В связи с этим и возникла потребность в создании новой, диалектической Л. — Л. движения, развития. Л. диалектическая — логическое учение диалектического материализма, наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о закономерностях познания истины. По мнению И.Д. Андреева, «современной логикой научного познания является именно диалектическая Л., к-рая включает в себя такую проблематику, как анализ сущности научного познания и его структуры, исследование различных способов построения научного знания, этапы и элементы построения научной теории, приемы и способы приобретения теоретических знаний». Ее задача — помочь ученым овладеть искусством правильной постановки научных проблем в разработке теории научного предвидения, раскрыть сущность противоречий, возникающих в процессе познания, и уметь правильно их преодолеть. Этим, разумеется, отнюдь не умаляется значение и место традиционной и математической логики в системе Л. научного познания. Закономерности и аппарат как традиционной, так и математической Л., играют важную роль в логическом анализе науки, особенно при анализе конкретных логических проблем той или иной науки. Однако при выполнении общих, коренных задач Л. научного познания решающую роль играет Л. диалектическая.

Рубрики

Партнеры: