Педагогика

ЛИДЕРА ВОСПИТАНИЕ

Лидерство, лидерские качества — тема для психологии не новая. Но в нашей стране до недавнего времени воспитание таких качеств не поощрялось. В почете были коллективизм и умение подчиняться. Времена изменились. Многие родители хотели бы видеть своих детей активными, независимыми, уверенными в себе людьми, умеющими добиваться успеха. Но пока нам приходится пользоваться в этом вопросе опытом американских психологов и педагогов.

Есть две основные т.зр. на природу лидерства. Первая: лидером нужно родиться. Такой человек как будто от рождения запрограммирован вести других за собой. Другим суждено всю жизнь следовать за кем-то. Вторая точка зрения убеждает в том, что лидерами не рождаются — ими становятся. Исследования показывают, что многие лидеры, как мужчины, так и женщины: руководители компаний, общественные деятели, капитаны спортивных команд, — воспитывались в семьях, где особенно поощрялись независимость суждений и поступков. Дети из таких семей не подчиняются влиянию сверстников; они полагаются на собственное суждение.

Способность девочки или мальчика увлечь за собой сверстников точнее предвещает успехи во взрослой жизни, чем ум или школьные отметки. Уже в группе детского сада такие дети выделяются среди остальных малышей. Они уверены в себе, с уважением относятся и ко взрослым, и к своим сверстникам, охотно делятся игрушками. Они добродушны, инициативны, им все интересно. Они первыми начинают выполнять задание, а другие смотрят на них и затем следуют их примеру.

Попробуйте воспользоваться советами американских психологов, если хотите воспитать в ребенке лидера.

•  Подбадривайте его. Уверенность появляется, когда тебе говорят: «Я знаю, ты можешь это сделать!» И после: «Ты это сделал. Потрясающе!» Уверенность в себе воспитывается с первых шагов ребенка.

•  Позволяйте исследовать новое, рисковать, преодолевать преграды. Такими людьми восхищаются, идут по их стопам.

•  Настраивайте на успех. Нередко дети не добиваются успехов в какой-то области (напр., в спорте) не потому, что не обладают соответствующими данными. Причина их неудач в другом. Вместо того чтобы настроиться на успех, они беспокоятся о том, чтобы не оплошать. Поэтому внушайте ребенку, чтобы он думал не о препятствиях, а об успехе. Тот, кто верит в успех, увлекает за собой других.

•  Не старайтесь уберечь от ошибок и их последствий. Воспитывайте в ребенке решительность.

•  Поощряйте мечты, какими бы далекими от жизни они ни казались. Важно, чтобы дети умели фантазировать и думать о том, как осуществить мечту. Лидера рисуют как человека, способного увидеть воображаемую цель, рассказать о ней другим и увлечь их за собой. Но первая ступенька к этому — сама мечта. Поддерживайте в ребенке высокий уровень притязаний.

•  Если ребенок встречается с препятствием, не спешите бросаться на помощь и делать что-то за него. Вместо этого спросите: «А что ты можешь сделать?» Умение предложить варианты и возможности для действия — вот отличительная черта лидера. Тот, кто изучает проблему и указывает остальным способ ее решения, неизбежно встает во главе дела. Поощряйте вашего ребенка задаваться вопросом: «А что, если я это сделаю?»

•  Давайте ребенку возможность совершенствовать навыки лидера на практике. Как спортсмен должен тренировать свои качества, так и честолюбивый лидер нуждается в возможностях оттачивать свое мастерство. Запишите своих детей в спортивную команду, в к.-н. клуб или детскую организацию, где они наберутся опыта общения с др. детьми. Поощряйте их занимать руководящую должность. Но пусть ваши дети стремятся к лидерству в сфере своих интересов. Кто-то станет заводилой в игре, а кто-то — в учебе.

Действуя в той области, к-рая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а именно она лежит в основе лидерства.

•  Подскажите ребенку один из секретов лидера — каждый день здороваться с каждым из подчиненных и улыбаться ему. Так и с вашим ребенком: если он здоровается не только с тем, с кем дружит, но и с др. детьми, то в нем скоро увидят потенциального лидера. Поощряйте ребенка выступать в классе. Умение говорить перед аудиторией без стеснения — одно из главных качеств лидера. Пусть ребенок потренируется дома, прежде чем выступать перед классом. Подскажите ему, как нужно говорить — громче или тише, может быть, более выразительно, куда ему следует смотреть во время выступления.

Лидером становится тот, кто имеет три главных качества: уважение к др., находчивость и ответственность. Он старается понять и выполнять правила (уважение к другим), в случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость) и умеет отвечать за последствия своих поступков (ответственность).

Рубрики

Партнеры: