Педагогика

КРЕАТИВНОСТЬ

творческие возможности (способности) человека, к-рые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. К. в узком значении слова — это дивергентное мышление, отличительной особенностью к-рого является разнонаправленность и вариативность поиска разных, в равной мере правильных решений относительно одной и той же ситуации. К. в широком смысле слова — это творческие интеллектуальные способности, в т.ч. способность привносить нечто новое в опыт(Ф. Баррон), порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уаллах), осознавать проблемы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд). В качестве критериев К. целесообразно рассматривать комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности: 1) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени); 2) оригинальность (способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов); 3) восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую); 4) метафоричность (готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном — простое. Типичными для диагностики К. являются задания следующего плана: назвать все возможные способы использования знакомого предмета; назвать все предметы, к-рые могут принадлежать определенному классу (в частности, перечислить жидкости, к-рые горят); продолжить метафору (в частности, «женская красота подобна осени, она…»); сделать законченное изображение на основе простой графической формы (напр., круга) и т.д. В большинстве исследований при оценке К. во внимание принимаются, как правило, первые два показателя: количество сформулированных испытуемым идей и степень их редкости сравнительно с ответами др. испытуемых. Со временем, однако, выяснилось, что указанные показатели дивергентного мышления отнюдь не являются однозначным свидетельством наличия К. как творческой интеллектуальной способности. Так, за нестандартностью, или «редкостью», ответа могут стоять совершенно различные психологические явления: собственно оригинальность как проявление творчески-продуктивных возможностей испытуемого, оригинальничанье как проявление личностной гиперкомпенсации интеллектуальной несостоятельности либо психическая неадекватность (М.А. Холодная). Наконец, обострило положение дел в области исследований К. и то обстоятельство, что показатели К. (даже в их полном наборе) весьма слабо предсказывают реальные творческие достижения человека в его обыденной и профессиональной деятельности. Помимо тестов, для определения К. используются специальные опросники со списками ситуаций, чувств, интересов, форм поведения, характеризующих творческих людей. Эти анкеты могут быть адресованы как самому испытуемому, так и окружающим его людям. Для анализа продуктов творчества используются оценки экспертов: ученых, художников, изобретателей. Стандарты для таких оценок всегда основаны на общественном суждении.

Высокие показатели К. у детей отнюдь не гарантируют их творческих достижений в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями. Опыт обучения нек-рым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий демонстрирует существенный рост К., а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве. Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют следующие: ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников. Препятствуют развитию К.: избегание риска; стремление к успеху во что бы то ни стало; жесткие стереотипы в мышлении и поведении; конформность; неодобрительные оценки воображения, фантазии, исследования; преклонение перед авторитетами.

В настоящее время К. рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении К. — выявление личностных качеств, с к-рыми она связана.

Рубрики

Партнеры: