Педагогика

Эргономическая система

Взаимоотношения человека и техники на всех этапах исторического развития настолько тесно связаны и обусловлены друг другом, что они вместе образуют единую систему, к-рая может быть обозначена как «Э.с.». Понятие «Э.с.» означает, что человек, принимая то или иное орудие или обслуживая то или иное оборудование, становится звеном системы «человек — орудие труда», «человек — машина» или «человек и техника» вообще. Неразрывность и единство этой системы обусловливается тем, что без человека невозможны никакие орудия труда и производственное оборудование, что орудия труда возникли одновременно с человеком и развивались вместе с ним. Понятие об Э.с. является, т.о., одним из важнейших понятий (принципов) эргономики. Постоянно ускоряющееся развитие Э.с. является важнейшим свойством ее и эргономики в целом. Только за первые три четверти XX в. человечество создало и применило радио, телевидение, авиацию, ракетную технику, ядерную технику, электронно-вычислительную машину, пульты управления, автоматические линии, роботы, возможности освоения космоса и многое др. Вторым важнейшим признаком Э.с. является принцип обязательности соответствия особенностей конструкции производственного оборудования анатомо-физиологическим и психологическим особенностям человека. Этот принцип приобрел исключительно важное значение в период ускорения научно-технического прогресса, когда перед конструкторами машин впервые встали такие требования, к-рые не могут быть решены без точного знания анатомо-физиологических и психологических особенностей человека, т.е. тогда, когда стали необходимы эргономические требования, разрабатываемые специалистами-физиологами, психологами и гигиенистами.

Что же касается состава Э.с., то к нему необходимо подходить исторически. Одни авторы рассматривают Э.с. как двучленную — «человек — машина» или «человек — техника». Др. авторы видят в ней три члена — «человек —  техника — окружающая среда». В настоящее время приобрела огромное значение проблема регулирования уровня состояния окружающей среды как основной части Э.с. Большое значение в этом регулировании придается установлению гигиенических нормативов, т.е. допустимых уровней окружающей среды, и разработке мероприятий, ограничивающих эти уровни нормативами.

Рубрики

Партнеры: